Украшение для украшений

Шкатулки — потребность человеческой натуры. Под их крышками рождается, скрывается и замышляет разные хитрости сама судьба.

Жюль Сюпервьель

Вместе с Пандорой, имя которой в переводе с греческого означало «наделенная всеми богами» в доме брата Прометея, Эпиметия, появился большой ларец. Он долго стоял в темном углу, и его никто никогда не открывал. Все знали откуда-то, что если ларец открыть — большая беда обрушится на землю. Так он и стоял себе в укромном месте, и никто даже и думать не смел близко к нему подойти. Но однажды любопытная и хитрая Пандора, изнывая от любопытства, потихоньку пробралась к ларцу.
– Я не буду его открывать, – подумала она, – а лишь чуть-чуть приоткрою крышечку и загляну внутрь, что же там лежит.
И она чуть приоткрыла ларец. Но этой щелочки оказалось достаточно, чтобы сразу все зло, все людские пороки и несчастья, болезни и невзгоды, которые были заключены в ларце вылетели из него.
Перепуганная Пандора захлопнула крышку, но было уже поздно. Все людские пороки и несчастья успели разлететься по земле, а на самом донышке ларца осталась одна только надежда…

Тот предмет, который по легенде являлся вместилищем всех бед, был не чем иным, как древнегреческим прототипом современной шкатулки. Не зря на полотнах художников, коварная Пандора почти всегда открывает именно ее. О шкатулках и пойдет наш сегодняшний разговор.

Шкатулка сама по себе воплощение тайн и загадок, сокрытых в ее обитых бархатом или тщательно отлакированных недрах. Как правило, этот изящный маленький ящик содержит в себе одни из самых дорогих вещиц, что есть у хозяйки, будь то памятные украшения, перевязанные лентой любовные письма или первый локон ребенка.

Даже знаменитый Шерлок Холмс говорил, что при пожаре замужняя женщина первым делом выносит из огня ребенка, а незамужняя – шкатулку с драгоценностями. Великому сыщику можно верить – он знал, что говорит.

Первые шкатулки возникли в колыбели цивилизации – на Востоке. Вырезали их из дерева или слоновой кости.

Шкатулка деревянная. Из собрания Музея г. о. Новокуйбышевска. Фото В. Галкина

Шкатулка деревянная. Из собрания Музея г. о. Новокуйбышевска. Фото В. Галкина

Форма была точно такая, как и у современных. Вообще, считается, что архетипом любых ларей, сундуков, чемоданов и, в том числе, шкатулок являются сомкнутые ладони человека. В которых, разумеется, что-то находится.

Первые шкатулки из металла появились как раз в древней Греции. И, возможно, знаменитый ящик Пандоры был именно таким – основательным, тяжелым, резным.

Совсем как шкатулка каслинского литья, принадлежавшая театральному режиссеру Эльвире Дульщиковой, а теперь бережно хранимая в Фондах нашего музея.

Шкатулка каслинского литья. Из собрания Музея г. о. Новокуйбышевск. Фото В. Галкина

В эпоху Средневековья у шкатулок растет как популярность, так и цена. Обусловлено это было дороговизной материалов и ручной работой. Часто сама шкатулка оказывалась более дорогой, чем ее содержимое.

Зачастую в шкатулках хранили не только милые сердцу пустячки, но и вполне серьезные документы государственного значения. Это сподвигло мастеров начать изготавливать шкатулки, которые открывались путем сложной комбинации действий, или с замками с секретом, или даже с двойным дном и тайными карманами под подкладкой.

Одним из самых излюбленных поделочных камней для шкатулок в России был малахит. Кто же еще с детства не помнит бажовский сказ:

«Потом, когда подросла Танюшка, она и сама стала шкатулку доставать. Из верхних-то сундуков к тому времени один остался, да и тот легонький стал. Танюшка сдвинет его на табуреточку, достанет шкатулку и перебирает камешки, любуется, на себя примеряет». <…> «Открыла, а камни-то ровно еще краше стали. Так и горят разными огоньками, и светло от них, как при солнышке. Танюшка и в избу не потащила шкатулку. Тут в голбце и наигралась досыта».

Старинные шкатулки из этого камня, по мнению литотерапевтов, наделенного магическими свойствами, если и участвуют в аукционах, то только за большую цену. А сегодня в Уральских горах массово этот самоцвет почти не добывают. Просто потребности добывать его в промышленных масштабах сейчас не существует. Месторождения, которые осваивались веками – к примеру, знаменитые Гумешки под Полевским – ныне полностью выработаны. А закладывать новые рудники лишь для нужд камнерезных мастерских – дело нерентабельное.

А вот такая помпезная шкатулка, уверенно стоящая на золотых львиных лапах, хранится в Эрмитаже. В той самой Малахитовой палате, где и произошла кульминация бажовского сказа:

«Царица вышла в комнату-то, куда назначено. Глядит — никого нет. Царицыны наушницы и доводят — турчаниновска невеста всех в малахитову палату увела. Царица поворчала, конечно, — что за самовольство! Запотопывала ногами-то. Осердилась, значит, маленько. Приходит царица в палату малахитову. Все ей кланяются, а Танюшка стоит — не шевельнется.
Царица и кричит:
— Ну-ко, показывайте мне эту самовольницу — турчаниновску невесту!
Танюшка это услышала, вовсе брови свела, говорит барину:
— Это еще что придумал! Я велела мне царицу показать, а ты подстроил меня ей показывать. Опять обман! Видеть тебя больше не хочу! Получи свои камни!
С этим словом прислонилась к стенке малахитовой и растаяла. Только и осталось, что на стенке камни сверкают, как прилипли к тем местам, где голова была, шея, руки.
Все, конечно, перепугались, а царица в беспамятстве на пол брякнула. Засуетились, поднимать стали. Потом, когда суматоха поулеглась, приятели и говорят Турчанинову:

— Подбери хоть камни-то! Живо разворуют. Не како-нибудь место — дворец! Тут цену знают!»

Для украшения шкатулок используются многие старинные промыслы, которые сохранились до наших дней: хохлома, гжель, федоскино, палех, городецкая роспись, ростовская финифть и многие другие.

Поставок с городецкой росписью. Из собрания Музея г. о. Новокуйбышевск. Фото В. Галкина

Европейские мастера издавна славятся шкатулками из богемского стекла, мейсенского и холлохазского фарфора, ржаной соломки.

Шкатулка из оргстекла. Из собрания Музея г. о. Новокуйбышевск. Фото В. Галкина

В Африканских странах шкатулки делают из дерева и камня, а также плетут из листьев пальмы.

До промышленной революции шкатулки были единичным и дорогим товаром. Изменило ситуацию изобретение кардинально новых и более дешевых материалов. Например, пластика.

Историю советской художественной пластмассы следует вести с начала 1930-х годов, с момента, когда создавались промышленное производство и кадры специалистов (в 1929 году создана кафедра технологии пластмасс в Ленинградском технологическом институте, а в 1932 году такая же кафедра создана и в Московском химико-технологическом институте имени Д.И.Менделеева). Но ее расцвет начался с 1951 года, когда был создан цех пластмасс НИИ строительных конструкций Академии Строительства и Архитектуры Украинской ССР.

В фондах нашего музея хранятся разнообразные шкатулки из пластика, предназначенные для самых разных вещиц: от булавок для волос до предметов рукоделия.

Шкатулки из пластика. Из собрания Музея Г. О. Новокуйбышевска. Фото В. Галкина

Шкатулка из пластика. Из собрания Музея г. о. Новокуйбышевска. Фото В. Галкин

Шкатулка из пластика. Из собрания Музея г. о. Новокуйбышевска. Фото В. Галкин

Шкатулка из пластика. Из собрания Музея г. о. Новокуйбышевска. Фото В. Галкин

Пластмассовые шкатулки следовали вкусам различных социальных групп, создавая вещи подлинно коммерческого характера. Так получилось, что модный инновационный материал, символ прогресса, создал условия для воплощения и сохранения вкусов того, что считалось мещанством, а, по сути, было сохранившимися формами традиционных сообществ.

Несомненно, у каждого из наших читателей дома есть своя шкатулка с семейной историей. А тех, кто еще не успел приобщиться к огромному миру заветных ларчиков, мы приглашаем за вдохновением в наш музей! И пусть откидывая в очередной раз лакированную крышечку, вы не отпрянете в ужасе, как глупая Пандора, а с удовольствием вспомните слова Туве Янссон: «Ваши письма я храню в тайнике, в красивой шкатулке, и читаю их, когда солнце садится».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *