Кельман Илья Вульфович

Судьба

Кельман Илья Вульфович

Судьба меня связала с г. Новокуйбышевском в 1953 году, когда после окончания Куйбышевского индустриального института, получив специальность инженера технолога по переработке нефти и газа, я начал работать на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе. Сначала на строящемся, а затем действующем.

Первая моя должность – дежурный инженер в цехе № 7, где получали толуол – ароматический углеводород, сырье для получения взрывчатого вещества. Продукт требовал очень тщательной очистки: азеотропная перегонка, сернокислотная очистка, вторичная перегонка. Я был начальником первых двух установок, на которых сернокислотная очистка была нашей головной болью из-за большого расхода серной кислоты и коррозии аппаратуры. Кроме того, кислые стоки удорожали стоимость продукции на 20–25 рублей за тонну. Но обойтись без этого процесса было невозможно, т. к. он удалял нежелательные непредельные углеводороды. Однажды в информации начальника установки гидроочистки Седенко Владимира Тимофеевича (впоследствии – секретаря ЦК профсоюза работников нефтяной и газовой промышленности СССР) меня привлекла мысль о замене процесса очистки серной кислотой процессом каталитического воздействия на примеси. Я «зажегся» этой идеей и поделился сначала со старшим инженером цеха Финелоновым Виктором Петровичем и начальником цеха Жадановским Наумом Борисовичем. Идея моя была поддержана, и началась лабораторная проработка. В лаборатории были получены положительные результаты, и нужно было провести необходимые расчеты. Этим мы занимались с Финелоновым В. П. (в дальнейшем – главным инженером НПЗ, заместителем начальника Главного управления по переработке нефти и газа, эксперта нефтяной компании «Лукойл»). Наше техническое решение было поддержано главным инженером Н. М. Герасименко, и он же возглавил нашу группу по практическому внедрению схемы. С 1959 года установка работала стабильно. Она была первой в нашей стране. Экономический эффект составил более 650,0 тыс. руб., что по тем временам составляло огромную сумму. В результате внедрения этого изобретения отпала необходимость в двух установках сернокислотной очистки. Одну демонтировали, а вторую реконструировали под производство нового моющего средства «Типол». Это же средство использовалось как пенообразователь при тушении пожаров. Это было значительным вкладом и в решение экологических проблем (ликвидация кислых стоков, вредных выбросов).

Сегодня этих установок уже не существует, на смену им пришли новые, более современные установки 35-й серии. Но принцип удаления непредельных углеводородов до сих пор остался прежним, разработанным нами — группой молодых инициативных инженеров Новокуйбышевского НПЗ – более полувека тому назад.

Дискотека

Кельман И. В.

В 1987 году я работал директором Дворца культуры им. В. И. Ленина в г. Новокуйбышевске. Это было время активной борьбы с алкоголизмом. Встал вопрос: как и чем отвлечь молодёжь от улицы и алкоголя? 1-й секретарь горкома ВЛКСМ Ольга Вьюшкова и 2-й секретарь ГК ВЛКСМ Олег Волков обратились в горком КПСС с предложением: создать на базе шести городских столовых молодёжные кафе. Первый секретарь ГК КПСС Виктор Михайлович Кирюшкин не сразу поддержал эту инициативу. Вспоминает Ольга Вьюшкова: «Он опасался, что молодёжь «без присмотра» будет вести себя неадекватно. К этой теме мы обращались неоднократно. В конце концов, он согласился с нашей инициативой и дал «добро».

В то время Дворец культуры находился в ведомстве НК НПЗ. Куратором нового, как бы сейчас сказали, проекта стал парторг завода Бакуменко М. С. Обладая большими для того времени возможностями, он немало способствовал быстрому продвижению новой молодежной инициативы. За глаза его называли «главный прораб». Ответственными за организацию кафе в ДК были назначены секретарь комитета ВЛКСМ завода Генералов А. И. и его заместитель Сергей Головин. Под кафе было выбрано помещение буфета, находящегося в подвале ДК. Помещение требовало глобальной перепланировки. Работа предстояла большая. Молодёжь взялась за дело так азартно и активно, что мы опасались избытка молодой энергии и следили за тем, чтобы не разбивали несущие конструкции, а фактически, мы дали молодёжи «карт-бланш»: они создавали кафе по своему вкусу. Но прежде, чем принять решение по оформлению кафе, я собрал небольшую группу, состоящую из заводского скульптора Бурнаева В. А., художника ДК Мелентьева К. и ещё нескольких человек. И мы решили посмотреть оформление других кафе нашего города и г. Куйбышева. После обсуждения увиденного мы приняли решение: кафе наше будет зеркальным.
В кафе на стенах были размещены большие зеркала, установлены красивые столики и стулья, подвешены красивые люстры, а потолок был выполнен «под шубу». Установили оригинальную барную стойку и, конечно, игра света радовала глаз и создавала приятную атмосферу. Кафе вмещало до 100 человек. Цена входного билета – 1 рубль. По оформлению кафе в ДК было лучшим в городе. Убранство было таким, что даже председатель обкома профсоюза работников нефтяной и газовой промышленности Прокопович В. И. пригласил в кафе своего аргентинского коллегу.
Когда кафе заработало как дискотека, появились свои талантливые ребята – ди-джеи. Они сами писали сценарии программ и сами вели их. В кафе проводились различные мероприятия, конкурсы, на которые частенько приезжали гости; проходили тематические встречи с работниками предприятий, выезжающих в загранкомандировки, на которых они делились своими впечатлениями; вечера для тех, «кому за 30», организатором которых была Зиновьева Н.Ф. Так, остался в памяти замечательный рассказ И.С. Лазаревой, зав. лабораторией «СВ НИИ НП», о её поездке на Кубу. В то время выезд в зарубежные страны был событием. Секретарь комсомольской организации ТУ-14 Клавдия Гордиенко организовывала очень популярные в то время конкурсы «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девушки!» Журналист, поэтесса Наталья Красавина собирала в кафе любителей бардовской песни, исполняла свои песни под гитару.

В кафе проходили встречи разной тематики на разном уровне. Главное заключалось в том, что кафе стало местом притяжения молодёжи. И это радовало меня, как директора ДК и огорчало в то же время, что мы не можем принять всех желающих попасть на дискотеку. Но со временем всё утряслось.

Активная жизненная позиция в те годы позволила участникам создания в ДК кафе и организации дискотек в столовых приобрести бесценный опыт работы с молодыми людьми, который они успешно используют и в новых условиях жизни города и страны, по-прежнему занимая достойное место в обществе.

Особо хочу подчеркнуть: если молодёжь заинтересовать и дать им самим реализовать свои идеи, можно «свернуть горы»!

И. Кельман

 

Источник: «Новокуйбышевск. Книга судеб». 2012 г., 420 с.

Фото: из личного архива Илья Вульфовича.

P.S. Илья Вульфович Кельман ушел из жизни 08.01.2020 г.

Добавить комментарий

  • Мы в VK: