Вот так откроешь, бывало, какое-нибудь пособие типа «Секреты стиля и немеркнущего шарма француженок/японок/нигериек/могиканок» и везде, одним из основных, этих самых, секретов является непременное обладание льняным носовым платком. Причем, не каким-нибудь современным, купленным на сдачу в ближайшем супермаркете, а обязательно бабушкиным, подернутым, так сказать, патиной времени. Дескать, он, наряду с перчатками и шляпкой, делает из барышни обыкновенной леди-совершенство.
А если серьезно, то лично я сильно сомневаюсь, что современные леди свято чтут эту платочную заповедь. Хлопотное это дело, живя в ритме современного города, вдобавок ко всем остальным делам, еще каждый день стирать, крахмалить и наглаживать старинный платок. Скорее уж они предпочтут использовать одноразовые аналоги, хотя все учебники хороших манер дружно говорят, что это моветон, и вообще, дело совершенно недостойное кого бы то ни было.
С правилами для сильной половины человечества все обстоит намного проще – джентльмен должен иметь два платка – один «рабочий», для себя, другой «чистый», для дамы.
В общем, этот маленький кусочек ткани прошел долгий путь эволюции, превратившись из обыкновенного утилитарного предмета, призванного отучить народ утирать нос рукавами до произведения искусства, оружия флирта и показателя хорошего воспитания.
Но, если задуматься, и копнуть поглубже, то идея, сама по себе, конечно же, шикарна. Перед глазами немедленно встают миниатюрные ридикюли, в которые, кроме театрального билета, можно было положить лишь этот самый пресловутый платочек. Надушенный любимыми духами. Журналы тех лет, в рубрике «Полезные советы» даже писали, как делать это правильно, чтобы на белоснежной ткани не оставались следы от духов (а они действительно остаются!). Нужно аккуратно нанести капельку на уголок платочка и, вуаля, при каждом щелчке открываемой сумочки вас окутывает любимый аромат!
А сами платочки! Некоторые из них поражают тонкостью и мастерством своей работы. Их украшали монограммами, (причем нитки для букв непременно подбирали одного цвета с тканью), мережкой, вышитыми спиральным швом розочками. На Севере нашей страны, в Вологде, можно найти платочки, по краям которых красуется знаменитое вологодское кружево. Для особо эстетствующих особ существуют заморские экземпляры с острова Бурано, такие же сложные и изящные, как венецианские интриги. Или из бельгийского Брюгге, чей необычный оттенок «экрю» был воспет поэтами как брабантский.
Боярышни носу из дома не могли показать без дорогого платка, украшенного самыми невероятными узорами, поигрывая им с тем же изяществом, с каким их правнучки будут флиртовать веерами.
Цари допетровской Руси, на смотринах невест, в знак своего выбора, подавали понравившейся девушке именно платок.
В моем перестроечном детстве писком моды считались фабричные китайские платочки. Они поражали воображение яркостью цветов и, что немаловажно, не линяли при стирке, что делало их практически идеальными для бытовых нужд маленькой девочки.
В церковной среде пользуются популярностью платочки, освященные на мощах святых. Лично мне кажется, что утираться подобными, в некотором роде, кощунственно. Я храню их неиспользованными, на память о тех, кто подарил.
Кстати, у нас считается, что дарить носовые платки нельзя. Дескать, к слезам. А вот в Японии, например, белоснежные платочки наоборот, дарят в знак благодарности. Разность культур, она такая)))
А у Вас дома хранятся платочки мам и бабушек? А, может быть, эти маленькие частицы прошлого продолжают свою жизнь в Ваших современных сумочках? Пишите нам в комментариях и делитесь своими «платочными» историями!