«я чуть было не вызвала революцию у прилавка с бюстгальтерами, проинформировав покупательниц, что такие вещи на глаз не покупают, потому что на глазах не носят, и меряют на фигуру, а не на свитеры и пальто. Из возникшего скандала я выбралась с нормальным настроением, поскольку сама там ничего не покупала».
И. Хмелевская «Роман века»
Раз уж пошел у нас с вами разговор про, так скажем, исподнее, давайте сегодня обсудим такую увлекательнейшую вещь, как бюстгальтер. Историки моды утверждают, что обязаны мы этим поистине величайшим изобретением женщине. Конечно, кто же кроме женщины мог понять, как другие представители прекрасного пола мучаются в корсетах и, в буквальном смысле, помочь освободиться им от этих пут.
В дореволюционной России эта «вещь для дома» именовалась бюстодержателем, и выпускалась всего в трех размерах. В 1907 году в статье журнала Vogue для описания новинки используется слово brassiere, в переводе — «упряжь». В России, однако, прижился немецкий синоним — bustenhalter.
Прабабушка моя, как положено было барышне начала XX века, шила подобные бюстгальтера сама, и представляли они собою подобие полукорсетов, застегивающихся впереди на пуговицы.
Трехразмерный стандарт продержался вплоть до конца 40-х. Женщины, не уложившиеся в представленные размеры, были вынуждены обращаться в специальные ателье, или браться за иглу сами. Обращаясь к старинным книгам по шитью (эта, например, датирована 1957 годом), можно увидеть выкройку вот такого экземпляра.
Тут же представлена размерная таблица. Обратите внимание, размерный ряд простирается аж до восьмого номера!
Всесильному министру культуры СССР Екатерине Фурцевой мы обязаны прекрасным бельевым комбинатом в Черемушках, который, кстати, работает до сих пор. «Каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер» — она первая из власть имущих высказала это пожелание в далеком 1957 году.
В конце 60-х на советские экраны начал выходить один из самых знаменитых исторических циклов Франции – фильмы про Анжелику, маркизу ангелов. И сразу же породили целую моду на героя нашего сегодняшнего рассказа – бюстгальтер под названием «Анжелика». Настоящее его название «балконетт», но для наших модниц он и по сию пору носит имя любимой героини.
На помощь страждущим красавицам, как всегда, приходила заграница. Сначала робко, как первые подснежники, начали появляться из солдатских вещмешков изделия немецкого легпрома и иностранные модные журналы. Сказать, что наши дамы были заинтересованы, это не сказать ничего. Многие даже осмеливались распарывать иностранные изделия, чтобы понять принцип кроя, и затем уже соорудить что-то подобное из подручных материалов. Затем, уже увереннее, как цветок после дождя, стала распускаться отечественная бельевая промышленность. После войны стал выходить знаменитый журнал мод, который так и назывался «Журнал мод». Коротко и ясно. Там среди модных новинок периодически проскальзывали и рисунки нижнего белья. В брежневские времена огромной популярностью пользовались издания «модной витрины страны» — Прибалтики – «Ригас модас» и «Силуэт». В них уже можно было полюбоваться на то, что носят под платьями зарубежные модницы.
В магазинах ситуация с женским бельем тоже, казалось бы, с послевоенных времен вполне выправилась. Купить этот некогда дефицитный товар стало вполне возможным. Был он добротным, прочным и удобоносимым. Но вот был ли он красивым – это другой вопрос.
Как бы то не было, женщинам тех лет и приснится, наверное, не могло, что сейчас мы можем прийти в магазин белья, просто чтобы что-то померить и ничего не купить.
Матушка моя, к примеру, до сих пор со светлой ностальгией вспоминает французский бюстгальтер, приобретенный на талоны в салоне новобрачных. Была тогда такая практика, советским труженицам, готовящимся вступить в брак, выдавали спецталоны, чтобы в условиях тотального дефицита, можно было бы купить хоть что-то для того, чтобы невеста тоже была хороша собою)))
Вот какие метаморфозы претерпел этот самый эротичный и самый замалчиваемый предмет женского гардероба, названный каким-то остроумным человеком «упряжью для красоток».
Ваша Мадам Музейщица.