Воспоминания БМУ | Гусаков В. П.

Гусаков Виталий Павлович

Гусаков
Виталий Павлович

Родился я 20 июня 1933 года в селе Катьково Смоленского района Калужской области в семье школьных учителей. До войны окончил 2 класса.
В наше село фашисты пришли в январе 1942 года. Мой отец в то время был уже очень болен и вынужден был остаться дома, а многие мужчины из нашего села ушли в партизаны. За малейшие действия партизан против фашистов жестоко расплачивались наши земляки. Однажды партизаны убили нескольких немецких карателей. За это фашисты выгнали всех жителей из домов, подожгли село и расстреляли 70 мужчин. Среди них был и мой отец.
Оставшихся погнали на Маринский завод, потом на станцию Палики, где нас погрузили в вагоны и повезли на станцию Судимер под конвоем полицаев с автоматами. Особой жестокостью отличались конвоиры-финны. Зимней одежды ни у кого не было, и нас, зимой, пешком гнали до тех пор, пока не привели в сельскую больницу, превращенную в концлагерь «Овсорок» с тремя рядами колючей проволоки, охраняемый полицаями с автоматами и немецкими овчарками.
Вместе со мною были мама, сестра, бабушка и тетя. Есть было нечего, люди болели тифом, а когда умирали, то тела никто даже не убирал. Мертвые лежали везде, прямо на полу. Чтобы накормить детей, мама, бабушка и тетя ходили побираться. Однажды в селе Березовка каратели схватили их и расстреляли. Фашисты приняли их за партизан.
Когда фашисты решили угонять наших людей в Германию на тяжелые работы, то выяснилось, что брать было некого – все взрослые либо умерли от тифа, либо были расстреляны. Остались только одни полуживые дети и старики. За ненадобностью всех выгнали из лагеря, и мы с сестрой приблудились к одной деревне, где прожили год.
Летом 1943 года, отступая, фашисты стали массово угонять всех в Германию, в рабство. Нас с сестрой тоже поймали и отправили в концлагерь, расположенный в Лиде. Сначала есть не давали совсем, и голодные дети ночью пролезли под колючее ограждение и сбежали в деревню за едой. Многие так и остались лежать там, под колючей проволокой, расстрелянные конвоирами.
Местные жители, рискуя жизнью, приносили нам картошку и хлеб, бросая их через колючую проволоку.
Потом на открытых платформах нас повезли дальше, в Вильнюс, где мы попали в концлагерь «Купринички». Жили мы в конюшне, каждый день каторжно работая в поле. В это время тяжело заболела моя сестра. Ее увезли куда-то, и больше я ее никогда не видел. Так из всей нашей семьи остался я один…
В зиму нас опять перевели – в лагерь «Немеж», а потом перегнали в Веска Мантуши, где нас разобрали «хозяева». Меня взял дядя Матвей, литовец. У него я пас коров и свиней вплоть до 1944 года, пока нас не освободили советские войска. Со станции Вилейка на подводах нас отправили домой.
Высадили меня на станции Сухиничи. Добрые люди отдали меня в Детский дом № 2 в Калуге. Там я и окончил школу. Все наши девочки и мальчики ходили в одинаковых шинелях, оставшихся после погибших солдат.
В 1950 году я окончил ФЗО и получил специальность штукатура, работал в Москве, а в 1953 году пошел в армию, служил на Сахалине. Оставшаяся у меня родня жила в Новосибирске, и после службы в армии я отправился туда. Вскоре женился, и в 1961 году мы с семьей приехали в Новокуйбышевск.

Махров Матвей, 14 лет, МБОУ ДО «ДХШ», преподаватель Прощенков Д.Ю.

Добавить комментарий

  • Мы в VK: