«Жеманные барыни в разноцветных бархатных шубах, в платочке, обвязавшем по-русски голову, причесанную по-немецки, с большими муфтами, расхаживают по рядам, как павы, и бранятся с купцами, как матросы».
И. Лажечников. «Ледяной дом»
Бывает и так, что какая-то деталь из прошлого пленяет наш глаз, но разум, более твердый к разного рода искусам, говорит, что эта «вещь» неудобна и нелогична в контексте современного костюма. Да еще и архаична.
И все наши придыхания и восхищенные взгляды тонут и гаснут, пасуя перед удобством, новизной и высоким темпом современной жизни.
Вот действительно, какой мы представляем себе женщину, в гардеробе которой присутствует наша сегодняшняя героиня – муфта для рук (есть ведь еще механические муфты для соединения двух валов). Если это наша современница, то на ум приходит такие определения, как косплеерша, участница исторической реконструкции. Или особа, глубоко погруженная в ретро. Как бы то ни было, последний раз толпы барышень с муфтами наши улицы видели никак не менее ста лет назад.
А история самого этого аксессуара уходит своими корнями в век шестнадцатый. И приводит нас в страну, в то время претендовавшую на звание диктующей моду – прекрасной Италии. Как известно, зима в данном регионе очень мягкая, и поэтому муфты, отделанные бархатом, шелком и украшенные пуговицами из драгоценных металлов, носили, скорее, как дань роскоши. Тем более, что внутри были карманчики, позволявшие прятать разные bagatelles (милые сердцу безделушки и мелочи), так необходимые при походе на улицу. И руки в тепле, и в сумке нужды нет. Красота!
В труде Чезаре Вечеллио «Книга национальных костюмов» содержится одно из первых изображений муфты в истории. А датируется это венецианское издание 1599 годом!
Все эти чудесные составляющие и привели к тому, что мода на ношение муфты стремительно распространилась по Европе. И модный облик последующих трех столетий стал практически невозможным без этого «пустотелого цилиндра из меха или толстой ткани». Причем облик не только дамский – бравые кавалеры не считали для себя зазорным прятать свои огрубевшие руки в сие изысканное творение из меха и шелка.
Творения мастеров прошлого, созданные из парчи и бархата, украшенные дорогими кружевами и вышитые золотом, так полюбились модным щеголям, что те не выпускали их из рук, даже находясь в помещении.
С течением времени размер муфты менялся. Кавалеры предпочитали поменьше, а дамы, наоборот, побольше. Размер некоторых экземпляров доходил почти до земли!
В Россию модная новинка попала в петровское время на волне увлечения голландским платьем. Да и само слово «муфта» является производным от нидерландского «mouwtje».
Парфюмеры, творившие в заснеженной России, изобрели специальные духи для мехов. На морозе такой аромат должен быть давать хрустальную ноту. И, разумеется, кроме отворота мехового воротника, модницы щедро поливали духами свои муфты. Это позволяло спрятать носик в пушистый мех, дабы не столкнуться с не всегда приятными ароматами городских улиц.
А иногда в муфте можно было спрятать и уставшее лицо, не справляющееся с проблемами каждодневного бытия. Вот такой трагикомический монолог присутствует в повести Чехова «Три года»:
«— Полцарства за стакан чаю! — проговорила она глухим голосом, закрывая рот муфтой, чтобы не простудиться. — Я была на пяти уроках, чтобы их черт взял! Ученики такие тупицы, такие толкачи, я чуть не умерла от злости. И не знаю, когда кончится эта каторга. Замучилась. Как только скоплю триста рублей, брошу все и поеду в Крым. Лягу на берегу и буду глотать кислород. Как я люблю море, ах, как я люблю море!»
А еще в муфте можно было держать носовой платок, чтобы вытирать руки после неприятного рукопожатия. Как поступала, к примеру, Даша Булавина:
«– Вот? Что вы тут делаете, Дарья Дмитриевна?
– То же, что и вы, – ответила она, освобождая руку, сунула ее в муфту и там вытерла о платок».
Одна же из самых пленительных дам с муфтой, которую подарила нам русская живопись, это, несомненно, «Неизвестная» работы Крамского. Картина эта сама по себе загадка. Кем была эта неизвестная, свысока взирающая на зрителя из открытого экипажа? Ни в письмах, ни в дневниках художник не оставил даже намека на личность таинственной дамы. Она одета по последней моде 1880-х годов, но ее несомненно дорогой туалет очень напоминает траурный. Некоторые исследователи высказывают мнение, что изначально на портрете была изображена морганатическая супруга императора Александра II княгиня Екатерина Долгорукова. Дескать, уже потом художник изменил лицо модели, уж очень щекотливая ситуация сложилась вокруг второй женитьбы царственной особы. Этим, частично, можно объяснить траур. И тем не менее, при всей своей заносчивости и уверенности дама прячет руки в прелестную муфту из темного меха, украшенную фиолетовой лентой, выставляя ее на передний план, как некую защиту. Этим нехитрым приемом до сих пор пользуются публичные особы, правда, используя вместо муфты миниатюрные сумочки и клатчи – так беспокойные руки оказываются хоть чем-то заняты.
У Анны Ахматовой строка: «В пушистой муфте руки холодели…» символизирует холод в отношениях между некогда влюбленными людьми, где даже этот меховой аксессуар не может согреть руки лирической героини, а, следственно, и ее «остывшее» сердце.
В «Энциклопедии для женщин», выходившей в начале XX века, остроумный автор миссис Фицрой Стюарт прямо называет меховую муфту одной из радостей жизни.
После Второй мировой войны муфты ненадолго опять входят в моду. В Европе, разоренной войной, муфта, сшитая из небольших кусков ткани и меха, заменяла женщинам и перчатки, и сумочку, куда можно было положить носовой платок и деньги.
В фондах нашего музея хранится экземпляр тех лет: маленькая муфточка из каракуля с вшитым кармашком на замке:
В Советском союзе в 50-60-х годах были муфты были популярны в среде маленьких девочек. Причем, были модели как заводского производства, так и изготовленные в домашних условиях мамой или бабушкой.
Выпускались даже куклы-муфты, с лицом и руками!
А какая прекрасная муфта была у Герды из мультфильма «Снежная королева»! Не зря на нее «положила глаз» маленькая разбойница)))
Белые муфты часто являются частью ансамбля зимнего костюма невесты. В фондах музея есть прелестная муфта невесты из белого меха, украшенная кистями и расшитая стеклярусом:
В современном мире все больше дам начинают посматривать в сторону этого красивого аксессуара, имеющего такую длинную историю. И как же хочется, чтобы таких украшающих мир вещиц стало больше, и каждый мог, уткнувшись носом в муфту, прошептать, подобно герою Лескова: «Пахнет счастьем!»