Сегодняшней статьей мы открываем цикл публикаций «Жизнь в искусстве» в рамках празднования 190-летия со дня рождения гениального русского живописца и первостепенной фигуры реалистической школы второй половины XIX века Василия Григорьевича Перова.
Драматична была судьба Василия Перова, незаконнорожденного сына губернского прокурора барона Григория Карловича Криденера и юной вдовы мещанина Иванова, Акулины Ивановны. Точная дата рождения его не известна, она колеблется между декабрем 1833 и январем 1834 года. И даже тот факт, что вскоре после рождения Василия его родители обвенчались, не давал ему право ни на фамилию, ни на титул отца.
Поэтому официально «рожденному во грехе» ребенку изначально дали фамилию трактирщика, который согласился стать его крестным отцом. Нарекли малыша Василием Григорьевичем Васильевым.
Интерес к живописи и чистописанию возник у Васи, когда он наблюдал за работой приглашенного в их дом художника, реставрирующего портрет. Мальчишка, «очарованный волшебством живописи», начнет также рисовать. И первое, что изобразит будущий художник, будут буквы, которые он не напишет, а именно, нарисует. За красоту письма и виртуозное владение пером дьячок-учитель и прозвал Васю – «Перовым».
«…Семилетний Василий старательно выводил прописи. Товарищ же его по учению, нерадивый Ванюша, лениво чертил каракули, все время болтая ногами под столом. Дьячок с укоризной наблюдал за ним.
– «Куда тебе писать! – прикрикнул он наконец в сердцах. – Тебе только ногами болтать. И будешь ты у меня Иван Болтов. А вот он, – дьячок указал на прилежно занимающегося Василия, – будет у меня Василий Перов». (Артемов В.В. Русские художники. – М.: 2003. – С. 118. – (Великие русские).
Под этим прозвищем и прославился художник много лет спустя. А еще Василию в детстве довелось переболеть оспой, вследствие чего слабое зрение останется у него на всю жизнь, что, впрочем, не помешает стать ему знаменитым живописцем.
Отец Перова, свободомыслящий человек, друживший со ссыльными декабристами и принимавший их у себя в доме, был сослан в Архангельск и лишен материального достатка. А потом в поисках доходного места он с семьей переезжал из города в город, скитаясь по чужим углам. Пока не остановился в Арзамасе, где Василий, невзирая на материальные трудности семьи, и был отдан учиться в художественную школу А. В. Ступина. Преподаватель говорил: «Васенька не пропадёт — у него талант от Бога, из него выйдет художник» и позволял ему ранее чем другим ученикам писать масляными красками.
В 18-летнем возрасте мать привезла Василия Перова в Москву, а через год он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Юноше из-за бедности своей приходилось жить «из милости и на хлебах» у хозяйки приюта, куда пристроила его Акулина Ивановна по знакомству. Зато в училище Василию довелось вращаться в интересной творческой среде: его товарищами были начинающие художники со всей России. А самым близким другом стал молодой пейзажист Иван Шишкин.
Однажды Перов, оставшись без крыши над головой и средств к существованию, в отчаянии чуть было не оставил училище. Однако в затруднительном положении ему помог его учитель, поселивший Василия у себя и по-отечески заботившийся о нём.
Школу живописи Василий Перов окончил в 1861 году. К этому времени он уже успел получить золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». После описания бытового сюжета и своеобразного социального среза, живописец написал еще одну картину, очень похожую на картину «Проповедь в селе» стилем и тематикой. Перов назвал ее «Сельский крестный ход на Пасху».
Оба эти полотна знакомили с российской действительностью, безнравственностью и невежеством, которое характеризовало низшие слои населения. Критики нещадно расправлялись с работами живописца, осуждали его мастерство и смелость. Вокруг полотен Перова велись жаркие дискуссии, результатом которых стал запрет на их демонстрацию в России. Однако у Павла Третьякова хватило мужества, и он купил эту картину, не боясь того, что Синод не одобрит его поступок, а автора холста могут вообще отправить в ссылку.
Василий продолжал писать свои картины, по-прежнему предпочитая бытовые и социальные темы. Он не обращал внимания на споры вокруг его живописи и вскоре представил еще одну картину – «Чаепитие в Мытищах». Он изобразил ленивого священника за чаепитием, а рядом с ним изможденных голодающих, которых слуга отгоняет от господина.
Была в жизни художника и любовь с привкусом горечи утрат. Перед самой поездкой в Париж, в 1862 году, Василий Перов женился на Елене Шейнс, племяннице профессора Рязанова. Однако семейное счастье молодой пары длилось недолго. Через пять лет живописца постигла большая беда – сначала умерла любимая жена, а вслед за ней двое старших детей, в живых остался только младший сын Владимир, ставший впоследствии также художником.
Вторично Перов женился спустя пять лет после трагедии. Но сердце, разбитое горем, так и не зажило. Мастер всецело отдался живописи. Работал много, писал «громко», в бесхитростных, берущих за душу работах, искренне отражал жизнь «могучей и обильной, великой и бессильной матушки Руси».
В 1862 году Императорская академия художеств выделила талантливому художнику стипендию и деньги на его содержание, что позволило Перову уехать за границу на стажировку. Он посетил много европейских городов, зарисовывал бедные кварталы, следил за тем, как работают простолюдины и живут обездоленные. Сценки, подмеченные острым глазом художника, нашли отражение в полотнах «Слепой музыкант», «Парижская шарманщица» и еще нескольких работах.
Оторванный от родины, Перов сильно тосковал. Он просил академию прервать его стажировку за границей и разрешить вернуться домой. Василий говорил, что не получает никакого вдохновения от своей работы, и созданные на чужбине картины не приносят ему удовлетворения.
Вернувшись домой, живописец продолжил писать в жанре реализма, его интересовал, в основном, социальный контекст. В 1860-х годах Перов начал изображать на своих полотнах детей, крестьян, а также служащих высокопоставленным чиновникам. В 1869 году Василий вступил в кружок «передвижники». Товарищество организовывало передвижные художественные выставки, и первая экспозиция открылась в 1871 году. Там Перов представил не только свои полотна «Охотники на привале» и «Рыболов», но и портреты.
Однако не только живопись занимала все время художника. Он стал педагогом той же Московской школы живописи, ваяния и зодчества, которую в свое время окончил сам. Помимо этого, живописец заинтересовался литературой и засел за написание рассказов. Он стал автором двух художественных произведений: «Тетушка Марья» и «На натуре (Фанни под №30)», которые рассказывали о его собственном творческом опыте.
Со временем Перов оставил социальную тематику и начал изображать на своих полотнах жизнь простой русской деревни, а также портреты. Он изобразил Ивана Тургенева, Александра Островского, стал автором полотна «Портрет Ф. М. Достоевского». Этот шедевр представляет русскую портретную школу в ее лучших традициях.
Интересовала Василия Перова и историческая живопись. Он вынашивал идею создания трех полотен, на которых хотел изобразить самые яркие моменты восстания Емельяна Пугачева. Однако он успел закончить работу только над одной картиной, получившей название «Суд Пугачева».
Другие сюжеты так и остались нереализованными набросками. В 1881-м Перов написал последнюю в своей творческой карьере картину – «Никита Пустосвят. Спор о вере».
Познакомиться с творчеством художника можно у нас в музее в информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал». Продолжайте следить за нашими публикациями – и узнаете много нового! До встречи!
Источники:
www.rusmuseum.ru
https://www.wikipedia.org/