Исаенко (Ветлова) Ольга Дмитриевна
5 декабря 1925 г. я родилась в селе Триполье Обуховского района Киевской области. До войны вместе с родителями проживала в столице Украины городе Киеве. В 1937 г. отец был арестован как враг народа.
В сентябре 1941 г. после оккупации Киева фашистами наш дом стал явочной квартирой для партизан, а мама была связной. Через три месяца гестапо раскрыло деятельность партизан, и мою маму, Анну Ветлову, и организатора партизанского движения арестовали и расстреляли. Меня, пятнадцатилетнюю девочку, в мае 1942 г. отправили на работу в Германию. Нас пригнали в город Вальтерсхаузен в Тюрингии. Я работала на заводе часовых механизмов, за работу денег нам не давали. Люди были голодные и раздетые. Жили в бараках за колючей проволокой. Называли меня не Олей, а № 401. Кормили одной брюквой, хлеба и вовсе не давали. Один раз в день давали густую похлебку, в которой были одни черви.
Но, чтобы быть справедливой, должна признаться, что работницы этого завода, немецкие женщины, оказывали нам помощь, без которой мы вряд ли бы выжили: то тихонько положат кусок хлеба нам в ящик, то подкинут какую-нибудь одежду. На работу ходили строем, на груди был знак «OST» – «Восточный рабочий». Так мы проработали 3 года.
В мае 1945 г. нас освободили американские войска. Встреча была очень теплая и дружественная. Американцы предлагали нам уехать в Штаты и обещали помощь в трудоустройстве. Но для нас, комсомольцев, это было немыслимо – мы рвались домой, на Родину. Американские солдаты угощали нас, уже забывших, что такое нормальная пища, шоколадом и мармеладом. Давали сигареты. Они были очень веселые и доверчивые, что для нас, вынесших столько испытаний и горя, было необычным. На машинах американцы переправили нас в польский город Познань, где был фильтрационный лагерь. И уже оттуда в мае 1946 года нас отправили домой.
В Киеве я вышла замуж, и вместе с мужем в 1955 г. приехала в город Новокуйбышевск.
Здесь мы и остались насовсем, в Новокуйбышевске родились наши внуки.