Хочешь и черное, и белое одновременно? Ходи в тельняшке.
Неизвестный автор
Совсем недавно киностудия Дисней порадовала своих поклонников новым фильмом, в котором переосмысливается история становления главной злодейки мультфильма «101 далматинец» и его немногочисленных продолжений – Круэллы де Вилль. После того, как в описании и трейлере было заявлено, что действие будет происходить в Лондоне 70-х годов в эпоху зарождения культуры панк-рока, к толпе ожидающих выхода фильма прибавились почитатели моды.
И вот, свершилось! Третьего июня в кинотеатрах России все желающие смогли увидеть, удалось ли лауреату премий «Оскар», «Золотой глобус» и «Бафта» Эмме Стоун переиграть лауреата трех «Золотых глобусов», трех «Эмми» и трех «Тони» невероятную Гленн Клоуз, уже игравшей роль Круэллы (или, как иногда ее переводят, Стервеллы) в двух фильмах про приключения далматинцев: 1996 и 2000 годов выхода соответственно.
Зрители, как всегда, разделились на два лагеря. Кому-то фильм понравился, кому-то решительно нет. По моему скромному мнению, сравнивать эти три фильма вообще не имеет смысла. У них разный посыл, разные задачи, в конце концов, разные возрастные категории героинь. Клоуз, которая вообще очень органична в роли всяких психопаток, играет уже сложившуюся злодейскую личность, целью которой являются манто и перчатки из шкур далматинцев. Стоун пытается рассказать нам, что привело ее героиню к такой живодерской жизни. Но, так как фильм снял Дисней, и рейтинг равняется 12+, то все понимают, что ничего страшнее портновских ножниц в руках модельера они не увидят. Да и само превращение трудолюбивой и, в принципе, не злой юной дизайнерши в безумную и кровожадную хозяйку модного «Дома де Вилль» осталось за кадром. Видимо, создатели вовсю думают о сиквеле.
Но, как бы ни расходились во взглядах сторонники и противники новой экранизации истории, которая уходит своими корнями аж в 1956 год (именно тогда увидел свет сказочный роман Доди Смит «Сто один далматинец»), в двух вещах они точно солидарны: в фильме потрясающий саундтрек и костюмы. С саундтреком, в который вошли произведения таких известных групп и исполнителей как Queen, Deep Purple, The Rolling Stones, The Doors, The Animals, Дэвида Боуи, Нины Симон и Джуди Гарленд, вы можете легко ознакомиться в сети. А вот о нарядах к фильму, к слову, принадлежащих обладательнице двух премий «Оскар» художнице по костюмам Дженни Беван и пойдет наш сегодняшний разговор.
И если с сюжетом фильма все более-менее ясно: извечное противостояние отцов и детей в несколько болливудской традиции, то модная интрига фильма состоит в противостоянии стиля старого, стиля Кристиана Диора и Кристобаля Баленсиаги нарождающемуся новому стилю Вивьен Вествуд и Александра Маккуина. Каждый «нью лук» когда-нибудь становится старым, от этого никуда не деться. Но мода, как известно, движется по спирали, и это не может нас не утешать.
И за этой битвой, честно говоря, наблюдать значительно интереснее, чем за перипетиями жизни главных героинь. «Старый стиль», воплощение роскоши, утонченности и женственности представляет великолепная Эмма Томпсон, играющая хозяйку самого знаменитого модного дома Британии. Не зря наряды ее Баронессы выполнены в коричневых и золотистых тонах – само богатство и респектабельность. Ее время уходит, в модном обществе назревают перемены, и для того, чтобы остаться на плаву, она прибегает к старому и проверенному способу – вливанию свежей крови в свой «дружный» коллектив-крокодиляриум.
Наша главная героиня в начале фильма представляет собою типичный архетип Золушки. Она сирота, она талантлива, она трудолюбива, и она, в прямом смысле трудится как героиня сказки Перро – убирается не покладая рук. Но, если пределом мечтаний Золушки, как и заказчиц Баронессы, идеальных леди-домохозяек 50-х годов, было удачное замужество и дом-крепость, то наша героиня грезит лишь своим личным успехом. Это вообще тенденция фильмов последних лет, где центральный персонаж женщина – тернистый путь к успеху или самореализации показан во всех красках, а любовная линия прописана либо слабо, либо ее нет вовсе.
Но, ладно, не будем отвлекаться. Если вы талантливы – заявите о себе как можно громче, говорят нам авторы фильма. Что и делает наша героиня, переоформляя витрину модного универмага, дорогую, респектабельную, но скучную, в своем фирменном бунтарском стиле. Она вообще бунтарка, эта Эстелла. Не зря же ее имя переводится как «звезда». Вытянув свой счастливый билет в виде приглашения на работу в модный дом Баронессы, она и там будет светить ярче всех. И, если до поступления на службу она выглядит как типичная девочка-битница, то после стиль ее одежды претерпевает значительные изменения. И тут появляются главные герои уже нашей статьи. Цвета. «Эстелла-примерная-работница» носит почти исключительно черный. Этакая униформа нонконформистки. Ее безумное альтер-эго, Круэлла, предпочитает монохромную гамму черно-белых оттенков. Изредка, как вспышками, разрываемую всполохами красного. Черный и белый цвета звучат лейтмотивом всей этой модной истории. Они, как бы являются отдельными действующими лицами. И выглядит это на экране весьма интригующе. Не зря сразу после выхода фильма все модные издания, начиная от легкомысленного «Elle girl» и заканчивая титаном печатной индустрии «Vogue» наперебой стали предлагать своим читательницам одеться в «стиле Круэллы». Так сказать, быть в авангарде моды.
Но настоящие модные тертые калачи зна-а-а-ют, что триумфальное шествие черно-белых нарядов началось намного раньше. Ибо нет ничего нового под солнцем. И, хотя в Средневековье белый считался цветом вдов, а в повсеместную жизнь черный ввела Коко Шанель, были модные персоны, которые щеголяли в подобных сочетаниях намного раньше лета 2021. Ну, или условных 70-х в самом фильме.
Если вспомнить историю, то одной из первых дам, популяризировавших черно-белую гамму в одежде, была знаменитая Диана де Пуатье. После смерти своего супруга, Луи де Брезе, она облачилась в черно-белые одежды и не снимала их уже до конца жизни. Это. конечно, могло служить прекрасным примером искренней скорби по мужу, но злые языки при дворе Франциска I шептали, что если бы мадам де Брезе так не шел черный, прекрасно оттеняющий свежий цвет ее лица, то и траур продлился бы не так долго. Как бы то ни было, строгий наряд Дианы выгодно выделял ее на фоне прочих придворных дам, ярких, как райские птички, и несомненно, соответствовал внутреннему духу женщины, сумевшей привлечь внимание короля Генриха II, моложе ее почти на двадцать лет, и остававшейся всесильной фавориткой вплоть до гибели сего монарха в 1599 году.
Первое модное появление Круэллы состоялось на черно-белом балу. Такие балы, надо сказать, не были редкостью. Проводились они достаточно часто, в том числе и при королевских дворах. Монохромный дресс-код нарушать было никак нельзя, иначе вход на данное мероприятие будет закрыт. Круэлла предстает перед восхищенным зрителем и приглашенными на бал гостями в белой накидке, которой предстоит эффектно вспыхнуть, обнажая вечернее платье насыщенного красного оттенка.
В такой же накидке-домино (только черного цвета) щеголяла на бале-маскараде императрица Елизавета Петровна в далеком 1748 году. Заметьте, как стройнит ее дородную фигуру черный цвет платья, и как оттеняет белая пена кружев прекрасный цвет ее лица.
Одним их самых известных подобных мероприятий нашего времени стал состоявшийся в 1966 году в отеле «Плаза» черно-белый бал Трумена Капоте. Идею автор знаменитого «Завтрак у Тиффани» подчерпнул из фильма «Моя прекрасная леди» с очаровательной Одри Хепберн. Вдохновением послужила знаменитая сцена скачек в Аскоте, где все дамы были облачены в черное и белое.
Надо сказать, что и на портретах кисти великих мастеров подобные ансамбли из черного и белого всегда смотря не только выигрышно, но еще и весьма утонченно и элегантно. Любоваться на дам в черно-белых нарядах мы можем на картинах Огюста Ренуара и Анри Тулуз-Лотрека. На стыке XIX и XX веков черный перестает быть однозначно цветом вдов, гувернанток и продавщиц, и поэтому загадочные модели Густава Климта нередко изображены в нарядах цвета ночи.
В России XIX века дамы в черно-белых платьях массово стали появляться на картинах передвижников. Для героинь этих художников: курсисток, машинисток, работниц фабрик и заводов — сочетание черного и белого стало своеобразной униформой. А впоследствии, как мы знаем, станет и не своеобразной, а именно униформой: кто из нас не помнит знаменитый «белый верх и черный низ»?
Среди множества замечательных портретов того времени мне хочется рассказать вам об одном, который, по моему мнению, является средоточием трех наших сегодняшних героев, трех цветов. Это портрет Ольги Нестеровой, принадлежащий кисти ее отца, знаменитого передвижника и «мирискусника» Михаила Нестерова. Дочь художника предстает перед нами в черной «амазонке» строгого покроя с аккуратной белой рубашкой. Девушка спокойно стоит на берегу реки Белой в Уфе. И эта одинокая фигура в лучах предзакатного солнца, чей силуэт благородно-прост, но вместе с тем изыскан, гипнотизирует взгляд зрителя уже на протяжении более века. Однако, чем больше вы смотрите на картину, тем более тревожное чувство охватывает вас: что же здесь не так? Почему модель художника бледностью может поспорить с накрахмаленной сорочкой? Почему тот единственный всполох красного на полотне. в виде шапочки на голове, рождает это тревожное чувство?
Ответ прост: портрет писался в сложный период жизни художника, когда тот боялся потерять дочь. Последствия затяжной болезни привели к почти полной глухоте, и Ольге Михайловне вскоре предстояла сложная операция трепанации. Этот портрет, в котором воплотились тайные страхи, впоследствии художник считал одной из лучших своих работ.
И чтобы не заканчивать наш сегодняшний разговор на грустной ноте, хочется показать вам еще один портрет, тоже из собрания ГРМ. Какие ассоциации у вас возникают при упоминании фамилии художника Бориса Кустодиева? Наверняка в числе первых будут названы купчихи, массовые гулянья и пестрая волжская жизнь обитателей среднего сословия.
Если вы откроете почти любой из альбомов Ивана Билибина, то на авантитуле непременно увидите портрет самого художника, выполненный его коллегой Борисом Кустодиевым. И этот портрет поистине дивен. В нем нет той пестроты и некой лубочности, свойственной многим картинам художника. Авторская манера Кустодиева еще не сформирована, портрет создавался в академической мастерской Ильи Репина. Но если и есть на этом полотне то, что отличает все работы мастера, то это, несомненно, жизнерадостность. Перед нами портрет молодого человека, облаченного в изысканную черную пару. Открытый взгляд, ярко-освещённое чистое красивое лицо, уверенность движений и фигуры в целом открывают перед нами особого человека из мира искусства, из мира цветных, кажется, живущих только в сказках, образов и красок. Неслучайно Билибин создавал в своём творчестве иллюстрации именно к сказкам. На зрителя он смотрит иронично и даже смешливо. Общий темный фон картины приятно разбавляет белоснежное пятно накрахмаленной рубашки с пышным бантом на груди. Оживляющий чрезмерную графичность своим алым всполохом цветок в петлице тоже многое говорит нам о характере портретируемого. В целом портрет даже не хочется разбирать по косточкам, а хочется просто любоваться.
Теперь и вы знаете, что, надевая этим жарким летом ансамбль из белого и черного, продолжаете славные традиции знаменитых модников прошлого. Главное, добавить в образ яркий штрих – и вы будете неотразимы. Как говорила Круэлла: «будьте дерзко гениальными и производите сенсацию!». Только без излишних безумств)))
P. S. Желающих вдохновиться модными образами прошлого мы всегда ждем в виртуальном филиале Русского музея. Все репродукции картин, о которых мы с вами сегодня говорили, взяты именно оттуда.