«Женщина – рабыня своих волос»
Жак Эстерель
Прекрасная пора, давно и заслуженно именуемая «очей очарованьем», приносит прекрасной половине человечества не только грусть и сожаление о предстоящем выходе из отпуска (каникул) на работу (учебу), но и новые думы о том, как привести свой внешний вид к состоянию, близкому к идеалу.
Модные эксперты любят говорить, что дорогим и стильным образ делают обувь и сумка. Даже такой нетипичный гуру, как Ганнибал Лектер, помнится, не преминул уязвить Клариссу Старлинг за вопиющий диссонанс между ее дорогой сумкой и дешевыми туфлями.
Хорошо подобранные аксессуары, это, конечно, важная часть образа, но есть у женщины такая причуда, которая может как радовать, так и отравлять радость. Она является одновременно статьей расходов и вложением в себя, ядом и лекарством, предметом гордости или «испанским стыдом». И имя ей – прическа.
Сколько метких и колких афоризмов было придумано всякими острословами, чтобы изобразить вечную борьбу женщины со своими волосами! От печальной короткой стрижки после расставания с любимым человеком до набившего оскомину «кудрявые – выпрямить, прямые – завить, длинные – подстричь, короткие — нарастить». Так уж создана женская природа, что вечно находится в поиске чего-то нового. И довольно часто эта новизна проявляется как раз-таки в изменении прически!
Долгое время женщины носили традиционно длинные волосы. Ученые предполагают, что одной из функций длинных волос для первобытных женщин была защита от холода для себя и новорожденного ребенка.
На Руси длинная и толстая коса всегда была предметом особой гордости. По прическе могли сразу определить статус женщины. Девице разрешалось ходить без головного убора. Волос замужней женщины не мог видеть никто, кроме ее домочадцев. Скорее всего, именно так ходили жительницы селения Липяги, появившегося, как известно, в конце XVIII века.
Это правило касалось и жительниц средневековой Европы. Перед выходом на улицу или в церковь, все волосяное богатство тщательным образом пряталось под повязки, платки, чепцы и вычурные головные уборы. При бургундском дворе доходило до того, что чтобы ни единый волосок не выбивался из-под головного убора, модницы подбривали лоб и затылок. Или использовали такое необычное средство для эпиляции, как негашеная известь.
Одна из самых простых на первый взгляд причесок — длинная коса — имела сакральное значение для женщин на Руси. Во-первых, так было понятно, свободна ли женщина или в отношениях. Незамужняя девушка носила одну косу, а когда у нее появлялся жених, вплетала в косу яркую ленту.
Пашенька, краснея от удовольствия, стала на колени перед боярыней. Елена распустила ей волосы, разделила их на равные делянки и начала заплетать широкую русскую косу в девяносто прядей. Много требовалось на то уменья. Надо было плесть как можно слабее, чтобы коса, подобно решетке, закрывала весь затылок и потом падала вдоль спины, суживаясь неприметно. Елена прилежно принялась за дело. Перекладывая пряди, она искусно перевивала их жемчужными нитками.
А. К. Толстой «Князь Серебрянный»
Две ленты означали, что родители девушки уже дали согласие на брак.
А вот две косы могли носить только замужние женщины. На Руси существовал обряд расплетания косы накануне бракосочетания, который символизировал прощание с девичьей жизнью. В некоторых регионах в обряде участвовал брат невесты, в других — сам жених, в-третьих — подружки.
Много требовалось на то умения и досуга, но первого не занимать было сенным девушкам княжны Евпраксии, а второго было много и у боярышень, и у прислужниц в те праздные для русской женщины времена. В косу были искусно вплетены нитки жемчуга, а на ввязанный в конце косы треугольный косник насажены дорогие перстни с самоцветными камнями.
Н. Э. Гейнце «Малюта Скуратов»
Если одна коса наполняла жизненной силой только одну девушку, то две косы символизировали жизни как их владелицы, так и ее будущих детей. Еще с древних времен существуют поверья, что беременным женщинам нельзя стричь волосы. Но это не значит, что на Руси волосы не стригли совсем.
Чтобы волосы быстрее росли и были гуще, начиная с 16 лет, девушкам подравнивали кончики волос, причем делать это можно было только на растущую луну. Остриженные волосы нельзя было просто выкинуть, чтобы на человека не навели колдовство — их сжигали. Кстати, до сих пор в России девушки нередко сверяются с лунным календарем, выбирая день для стрижки.
Если свой волос был жидковат, прибегали к хитростям. Во все времена использовали накладные пучки, шиньоны и, конечно же, парики.
Сама Бася была женщина уже пожилая, носила гладкий шелковый парик, и лицо ее хранило следы былой, по-видимому замечательной красоты.
В. Г. Короленко «Братья Мендель»
В послевоенную эпоху, когда наш город только начинал строиться, продолжала господствовать мода на завитые волосы, уложенные в аккуратную прическу. Для достижения эффекта идеальных прядей, при всеобщем тотальном дефиците, волосы накручивали на полоски из тряпочек и газет.
Мытье волос осуществлялось подручными средствами – щелоком, кислым молоком, яйцами. Сама я, будучи ребенком, слышала рассказы старших о том, что во время дождя тазы для стирки выставляли за окно, а собранная вода делала волосы после мытья очень мягкими.
В 1959 году в советском прокате вышел фильм «Бабетта идет на войну», и очаровательная Брижит Бардо, как и прическа, названная в честь ее героини, надолго завоевали любовь миллионов женщин.
Сооружение такой прически требовало времени и умения: к голове крепили специальную накладку, которая приподнимала волосы на затылке, а затем закрепляли ее с помощью невидимок и большого количества лака. С такой конструкцией женщины могли ходить целую неделю. Для того, чтобы начес держался дольше, пряди обильно поливались сахарной водой и слабым раствором мебельного лака. Волосы, которые оставались на расческе, не выбрасывали, а собирали, хранили, валяли, а получившуюся в итоге подушечку подкладывали под свои же волосы для визуально большей густоты. Для придания прическе геометричности в «бабетту» умудрялись подкладывать сложенные капроновые чулки и даже банки от консервов! Еще одним хитом десятилетия стала укладка «тюльпан» — высокий цилиндрический пучок.
И разумеется, тонкая расческа «рыбья кость» надолго стала лучшим другом девушек, позволяя начесать волосы до задуманного идеала.
Катя с Анфисой собирались в кино на «Смелых людей». Анфиса уже перепробовала штук пять самых разнообразных причесок, и все они сегодня ей что-то не нравились: то казались слишком уж вызывающими, то чуть ли не старушечьими. И расческу она опустила, будто не в силах была удержать ее на весу.
Б. Бедный «Девчата»
Мода была беспощадна даже к самым молодым. Вспомним, хотя бы, Митрофанову из комедии «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». Обратите внимание, идеал, к которому стремится «такого дяди племянница» — актриса Людмила Шагалова, которая красуется на обложке журнала «Советский экран» с не меньшим начесом.
На тех, кто не вошел в сообщество поклонниц начеса, влияние оказала героиня актрисы Марины Влади из шведско-французского фильма «Колдунья», вышедшего в советский прокат в 1959 году.
Ее героиня, Инга, носила длинные прямые распущенные волосы с челкой. Вдохновившись ее образом, модницы Франции и России перекрашивались в блондинок и отрезали челки, а Марина Влади стала эталоном красоты 1950-х годов. Прическу так и называли — «колдунья».
С середины 1960-х благодаря британскому модельеру Видалу Сассуну в мировую моду вошли геометричные стрижки. В 1967 году в составе французского мюзик-холла Москву посетила Мирей Матье, фотографии певицы появились во многих советских журналах, а ее стрижка надолго поразила советских женщин. Она представляла собой идеальный овал на затылке вдоль шеи с длиной волос от мочки уха до основания шеи и называлась по имени своего создателя — «сассун» или «сэссон».
В СССР большинство салонов красоты не имели названий и оставались просто «Парикмахерскими», а заведения с собственным именем были редкостью и считались лучшими.
Самой известной парикмахерской Москвы была «Чародейка» на Калининском проспекте — нынешнем Новом Арбате. Именно туда ходила вся советская элита. Несмотря на популярность, цены в салоне были приемлемыми, поскольку они регулировались государством. Особенностью «Чародейки» был ее интерьер: огромный зал и панорамные окна, а на втором этаже салона было кафе.
Прическами наших горожанок заведовала служба быта, возникшая в 1953 году, когда на базе артели «Красный сапожник», находившейся ранее в Кинеле, была организована артель имени XIX Партсъезда. Все хозяйственные, складские и административные службы артели размещались в ветхом одноэтажном бараке на 102 километре. Среди служб по пошиву одежды, ремонту обуви и фотографии располагалась и парикмахерская.
В 1956 году в городе был построен комбинат бытового обслуживания. Располагался он на улице Суворова, 16. В 1960 году артель имени XIX Партсъезда была переименована в фабрику бытового обслуживания, а в 1971 году стала уже комбинатом. К этому времени для населения города оказывалось 193 вида бытовых услуг.
И добивались в оказании бытовых услуг невиданных высот! Доказательством чему служит почетная ленинская грамота ударника коммунистического труда Марии Степановны Федотовой, мастера мужских причесок комбината №1 бытового обслуживания.
Есть у нас в городе парикмахерская, которая ведет свою славную летопись с 1 мая 1956 года и по сей день! Горожанам она известна как салон «Локон», и располагается салон на улице Коммунистической, 38.
И когда в следующий раз вы будете возводить на голове сложную ретро-прическу, помните, что полвека назад точно так же в зеркало смотрела девушка-новокуйбышевчанка, пытаясь усмирить непослушную прядь, в полной мере осознавая, что такое быть «рабой волос». А садясь в следующий раз в кресло мастера, вспомните, что история парикмахерского искусства в нашем городе имеет длинную и славную историю.
Р. S. Уважаемые читатели, мы будем очень рады обратной связи и с удовольствием прочитаем ваши истории, связанные с парикмахерским искусством нашего города. Как комические, так и трагические)))