Важнейшая и обязательная часть повседневной и праздничной русской одежды — женские головные уборы. Головной убор многое говорил о женщине, его носящей, он был «говорящей» частью национального костюма. Головной убор мог сказать человеку, смотрящему на женщину, из какой губернии она прибыла, каково её социальное положение, примерный достаток, но главное — замужняя ли это женщина или девица на выданье.
В одном повойнике ходить по дому, а тем более по улице не полагалось. В XVIII–XIX веках повойник оставался тем же, что и в средние века — нижним головным убором. Однако во второй половине XIX века повойник стал использоваться не только как дополнительный, но и как самостоятельный головной убор. Повойник, использовавшийся в будни, изготавливался из холста, ситца, сатина, миткаля и прочих недорогих тканей. Праздничный повойник шился из шёлка, атласа, парчи, бархата, кашемира. Он украшался по очелью и иногда в верхней части золотой вышивкой, бисером, стеклярусом, позументом, ленточками с блёстками. Повойники шились обычно с круглым или овальным верхом и нешироким, пришитым к нему околышем, собранным на шнурок и затягивающимся на затылке. Довольно широко встречались также повойники, изготовленные из одного куска ткани, собранной на темени мелкими складками и затягивающейся на затылке с помощью тесёмки.