Ровно 10 лет назад к юбилею города реализован проект «Новокуйбышевск. Книга судеб». В книгу вошли воспоминания первостроителей и ветеранов о развитии нашего города, рассказы старожилов о самых первых этапах создания Новокуйбышевска и его предприятий, размышления людей поколения ровесников города и сочинения совсем юных новокуйбышевцев — внуков и правнуков тех, кого мы сегодня благодарим за тот Новокуйбышевск, каким он стал в течение 70 лет своего существования. С сегодняшнего дня мы начинаем публикацию этих воспоминаний в рубрике «Разве забудешь…»
Возможно, вам тоже есть чем поделиться с будущими поколениями, будем рады внести вашу лепту в нашу историю. Телефон для связи: 6-42-59.
Сегодня отрывки из воспоминаний Серафимы Георгиевны Хлимаковой, свидетеля становления нашего города.
РОВЕСНИКИ ГОРОДА
Мои дети — ровесники города по праву рождения. Мы с покойным мужем — ровесники города в том смысле, что начало нашей трудовой биографии совпало с началом строительства города и его образовательной среды — школьной и вузовской.
Бытует мнение, что г. Новокуйбышевск строился на пустыре. Это не совсем так — на месте города были роскошные поля зерновых, овощных и бахчевых культур, которые возделывались жителями села Русские Липяги (кажется, колхоз назывался «Путь крестьянина»), а в военное и послевоенное время — учащимися Русско-Липяговской школы, где я училась. Там, где сейчас красуется парк «Дубки», располагался колхозный стан. Под тенью роскошных дубов отдыхали уставшие ребятишки и женщины, которые работали, не жалея сил, с раннего утра до глубокого вечера. В обед ели из общего котла полевую кашу, приготовленную на костре. Какая она в то время была вкусная! Трудно представить, что там, где сейчас профилактории, в 1943 г. на холмистых полях, пересекаемых оврагами, высаживались саженцы деревьев, кустарников. Обрабатывать эти посадки было некому: шла война. По предложению членов правления колхоза вся площадь под саженцами была поделена на участки и раздавалась многодетным семьям под бахчевые культуры. Обрабатывая эти площади, тем самым сохраняли саженцы. Работали на полях, в основном, дети.
Нашей семье — Рощупкиных — и семье Фадиных было выделено по 30 соток. Я, как старшая в семье, и Вера Фадина чуть свет с мотыгами в руках и бутылочкой молока с кусочком хлеба шли на прополку за 15 км от дома — транспорта в то время не было никакого. Работали до глубоких сумерек, а к вечеру, уставшие, голодные бежали домой; было темно и страшно. И так каждый день, пока не обработали свои участки.
Свою трудовую деятельность я начала во 2-ой школе на 106-м км, тогда эта школа еще не была средней. Мне было поручено преподавать биологию, осваивать пришкольный участок и обустраивать кабинет химии.
Контингент учащихся был очень сложный. Это были дети жителей 106-го км, приехавших отовсюду на строительство нового города. Вся воспитательная работа сводилась к работе с учениками на пришкольном участке и создании вместе с ними кабинета химии, а также организации художественной самодеятельности.
В 1956 г. возникла необходимость в создании условий для того, чтобы рабочая молодежь города, механики, начальники цехов и производств получили высшее образование. Все эти люди были прекрасными специалистами-практиками, но, в основном, имели среднее образование. Городские власти обратились к первому секретарю ЦК партии Хрущеву Н.С. с просьбой открыть в молодом городе химиков высшее учебное заведение с целью обучения молодежи без отрыва от производства. Разрешение было получено, но возникла проблема помещения, а главное — кадров.
Химическая лаборатория, созданная в школе № 2, к этому времени была прекрасно оборудована и вполне подходила для проведения занятий со студентами. Представители ректората Куйбышевского индустриального института, руководство НПЗ и Горкома партии г. Новокуйбышевска просили меня, как первого «химика» в городе, принять вступительные экзамены, а затем и преподавать общую и неорганическую химию для первых студентов (их было 100 человек).
Я любила детей, любила свою школу, и поэтому переходить на работу в институт категорически отказывалась, да и страшновато было: все студенты старше меня на 10 и более лет. Пришлось совмещать работу в школе и в институте. В 1960-м году, когда факультет перешел в новое здание по ул. Миронова, 5, без моего ведома меня проводят по конкурсу по кафедре общей и неорганической химии на должность и. о. доцента с правом чтения лекций. Я перешла работать в институт, но школа меня не отпускала: я возглавляла методическую работу по химии, организовывала конференции, оказывала помощь учителям в освоении новых разделов химии, работала на подготовительных курсах.
А «наш вечерний», как с любовью его называли студенты и преподаватели, процветал: им было выпущено более 3000 квалифицированных специалистов по нефтехимии.
Мой муж, Хлимаков Николай Ефремович (1926 – 2011) — первостроитель г. Новокуйбышевска.
Н. Е. Хлимаков родился во Владимирской области; в 1943 г. оттуда, будучи школьником, узнав о гибели отца, убежал на фронт, прошел и Европу, и Японию, и Манчжурию. После окончания Великой Отечественной войны в 1947 г. в составе стройбатальона был направлен на строительство нового города — Новокуйбышевска. Располагался батальон в бараках в районе 102 км. В 1949 г. Н. Е. Хлимаков демобилизовался, но не вернулся на родину, а остался строить молодой город. Вся его трудовая биография связана со строительным трестом № 26. Присущие Николаю Ефремовичу чувство ответственности, честность, справедливость, стремление меньше говорить, но больше делать проявлялись и в общественной работе (в течение многих лет он возглавлял партийную организацию), и в выполнении им обязанностей директора туристической базы треста «Зеленый Мыс». Сейчас только старожилы помнят о том, что каждое из крупных предприятий города имело собственную базу отдыха на берегу Волги, и практически каждый работник с семьей имел возможность отдохнуть там за символическую плату или вовсе бесплатно.
Наша дочь, Морозова (Хлимакова) Алевтина Николаевна — ровесница города, родилась 4 марта 1952 г.
Среднюю школу № 3 она окончила с Золотой медалью. Алла была любимицей и одноклассников, и учителей. Первых «брала» неуемным энтузиазмом, вторых — колоссальной эрудированностью. Чего только не было в счастливом Аллочкином детстве! Высокие пионерские костры, путешествия по стране, необычные знакомства. Алла была лучшим чтецом города. В Артеке она приветствовала Юрия Гагарина, когда этот человек-легенда приехал во Всесоюзный лагерь. Вела концерты композитора Аркадия Островского; «вела все, что можно было вести».
А.Н. Морозова — выпускница факультета иностранных языков Куйбышевского педагогического института. А. Н. Морозова — доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Академии педагогических и социальных наук, стипендиат международной программы Фулбрайта, руководитель аспирантуры, автор ряда учебников и учебных пособий.
Многие аспекты ее деятельности направлены на школу. В их числе участие в авторском коллективе учебника английского языка Enjoy English для общеобразовательных школ, программы дополнительного образования, много численные семинары по формированию кросскультурной компетенции, миротворческая деятельность, которую А.Н. Морозова осуществляла в качестве координатора программы ЮНЕСКО «Культура мира в России — год 2000», руководство программой сотрудничества с Университетом штата Мериленд в Колледж Парк, США.
Примечательно, что город, взрастивший ее, не был вычеркнут из памяти. В течение многих лет осуществлялось сотрудничество между школой № 16 и Самарским центром «Культура мира», возглавляемым Алевтиной Николаевной. Это в значительной степени способствовало преобразованию школы в гимназию. Ее выпускники работают в школах нашего города и на его предприятиях.
Муж Алевтины Николаевны — Морозов Юрий Алексеевич, также ровесник города, родился 27 марта 1952 г.
Они учились в одном классе и вместе окончили школу № 3. Глубокие знания и духовная чистота были заложены в них замечательными учителями этой школы и, прежде всего классным руководителем — Валентиной Николаевной Савченко. Юрий Алексеевич — отличник нефтехимической промышленности: основная часть его трудовой биографии связана с нефтехимией. Еще будучи школьником, он, как и все другие учащиеся средних школ города, бывал на возводящемся тогда в Новокуйбышевске нефтехимкомбинате, помогая обустраивать территорию будущего завода. Именно здесь он прошел путь от аппаратчика до начальника цеха (самого молодого, кстати, начальника цеха в нефтехимии страны), и именно эту часть трудовой биографии считает наиболее сложной, интересной и значимой для народного хозяйства. Впоследствии работал в качестве начальника производства фенол-ацетона Новокуйбышевского завода синтетического спирта, начальником департамента завода «Тольятти-Каучук», генеральным директором лизинговой компании. В настоящее время (2012 г. — прим. ред.) Юрий Алексеевич вновь в Новокуйбышевске — работает в Средневолжском научно-исследовательском институте по переработке нефти.
Юрий Алексеевич и Алевтина Николаевна воспитали замечательного сына Алексея, который так же, как и родители — выпускник средней школы № 3. Этот умный, добрый, исключительно эрудированный человек и талантливый ученый, кандидат филологических наук, автор многочисленных статей и монографий.
В раннем детстве Алексей проявил огромный интерес к миру природы и охоты. С этим увлечением связана интересная страница Алешиной юношеской биографии. Будучи студентом, он переписывался с американским писателем, который пригласил его на съезд рыболовов и охотников в штат Теннеси, США. Американская пресса назвала тогда Алексея «посланцем мира», а мэр города вручил ему свидетельство о том, что день приезда в этот город объявлен «Днем Алексея Морозова».
Жена Алексея, Татьяна Анатольевна Морозова, работала методистом на факультете иностранных языков Самарского государственного педагогического университета, где во многом способствовала внедрению в учебный процесс информационно-компьютерных технологий, а сейчас (2012 г. — прим. ред) работает в Самарском филиале одного из иностранных предприятий.
У молодых супругов общие интересы, общие человеческие качества, отношение к работе. Их дочь Дарья продолжает такие семейные традиции, как стремление к знаниям, интерес к постижению нового, ответственность, уважение к истории своей семьи и своей Родины.
Источник: «Новокуйбышевск. Книга судеб». 2012 г., 420 с.