Oльга подошла к округлому зеркалу в кружевах позолоченной рамы.
— А как вы думаете, Владимир…
Она взглянула в зеркало.
— …может случиться, что в Москве нельзя будет достать французской краски для губ?
Она взяла со столика золотой герленовский карандашик:
— Как же тогда жить?
А. Мариенгоф «Циники»
Скоро, уже очень скоро наступит, наконец, тот долгожданный праздник, самый «женский» день в году. Ему рады все. А более всех – лучшие друзья прекрасной половины человечества – модные дома и косметические брэнды. Это прекрасное время для того, чтобы не только сделать женщин в цветущую весеннюю пору еще прекраснее, но и для того, чтобы самим приумножить немалую прибыль.
И поэтому с самого конца темного и ненастного февраля смотрят на нас со сверкающих витрин и глянцевых страниц лучшие представительницы кинематографического и модельного мира. У них взгляд хищниц. Конкуренция высока, поэтому каждая старается представить свой продукт во всей красе. Сезонные коллекции косметики могут обойтись без «подводки». Редко без теней. Совсем редко без туши для ресниц. Но без чего не обойдется ни одна уважающая себя «лимитка» (лимитированная коллекция), так это без помады.
Статистика, как известно, вещь упрямая. Ученые – энтузиасты подсчитали, что среднестатистическая женщина за свою жизнь «съедает» 90 тюбиков красящего изделия для губ. А мужчина – одну треть от общего количества помады, используемой женщинами. Несмотря на то, что не все помады одинаково полезны для здоровья, и во многих из них содержатся разнообразные металлы, отказаться от их использования выше человеческих сил.
На самом деле, все не так плохо. Современные концерны все стремительнее двигаются в сторону экологичного и натурального образа жизни. А вот если заглянуть вглубь истории, то можно трезво ужаснуться тому, что намазывали на губы наши предки!
Мы сейчас не будем подробно останавливаться на том, что за красящие пигменты имели в своем арсенале Клеопатра, Поппея Сабина или Екатерина Медичи. Перейдем сразу к тому моменту, когда помада приобрела свой теперешний вид.
Произошло это в Париже в 1886 году. Изделие представляло собою брусочек, завернутый в шелк и бумагу. Наносить такую консистенцию можно было только кисточкой, и, разумеется, носить с собою не предоставлялось никакой возможности.
Первую помаду в тюбике выпустила фирма «Герлен». Вот по ней-то и сокрушается мариенгофская Ольга. А как же иначе? Что еще может одним легчайшим мазком поднять настроение и добавить лицу краски? Вот как она выглядела:
Кстати, во времена Великой Депрессии, разразившейся в Североамериканских Штатах в 1929 – 1939 гг., единственным заводом, который не простаивал, был как раз завод по производству губной помады. Правительство очень правильно расставило приоритеты.
Кстати, а как вы думаете, какого цвета была эта самая первая помада в тюбике? Думаете, классического красного? А вот и не угадали! Оттенок был нежно-розовый. И название ему дали подходящее — Ne m’oubliez pas – «не забывайте меня».
А потом понеслось. Лучшие умы начали думать о том, как придать футлярчику для помады простоту и удобство в использовании. В 1915 году Морисом Леви был изобретен металлический футляр для помады с подъемным рычажком. А первый вращательный механизм появился только в 1925 году. В футляре обычной помады соединено 6-7 обычных механизмов. Сейчас, в некоторых, их может быть до 17!
В Советском Союзе, конечно, подобного разнообразия не было, но зато продукция, выпускаемая отечественными трестами и комбинатами, зачастую продавалась ниже себестоимости. По крайней мере, до войны. На Западе первые помады стоили баснословно дорого, а пользоваться косметикой вообще считалось прерогативой дам полусвета.
Все изменило главнейшее для нас искусство – каждой барышне хотелось хоть немного быть похожей на любимую актрису. Актрисы, в свою очередь, всячески поддерживали барышень в этом устремлении, призывно улыбаясь с рекламных плакатов. Затем наступило время всеобщей свободы, когда женщине на людях стало прилично не только пудрится, но и, о ужас!, подкрашивать губы. Королева Великобритании, кстати, до сих пор так и поступает.
На Руси макияж любили всегда. Вот прочтите воспоминания иностранных послов – не дадут соврать: порою за белилами и румянами и саму боярышню не видно было. В императорской России поступали хитрее – красились осторожно, чтобы не дай Бог не быть заподозренной в употреблении каких-либо косметических продуктов. Мол, весь этот прелестный цвет лица есть дар природы, а ни в коем случае не творение женских рук. Помада все это время была рядом — скромно стояла на туалетных столиках в круглых коробочках.
Те, кто не мог позволить себе делать покупки, использовали проверенные временем средства: соки свеклы, малины и вишни.
Кто же не помнит знаменитый трест «Жиркость», сокращенный до нежной аббревиатуры французского звучания ТэЖэ!
Красный цвет популярен, как никогда. Яркая вспышка рта, напоминающая очертаниями огненный мак, фигурирующий в названии, на фоне выбеленного лица и аккуратно уложенные локоны: перед нами квинтэссенция довоенной женской красоты!
Опять же, обратите внимание на тубу: механизм не выкручивается, а выдвигается.
Потом пришла эра гигантов: фабрик «Северное сияние», «Новая заря» и «Свобода». Ассортимент расцветок был скромным. Некоторые жаловались на отдушку. Таким был перечень цветов, установленный Главпарфюмерпромом:
№1 — морковный; №2 — алый (ярко-красный); №3 — красный; №4 — темно-вишневый; №5 — свекловичный; №6 — натуральный; №7 — светло-розовый; №8 — темно-розовый; №9 — темно-малиновый; №10 — малиново-фиолетовый.
Когда двадцатый век перевалил за середину, стала уже вполне ощутимой косметическая помощь стран соцлагеря. Можно было приобрести прибалтийскую помаду фирмы «Дзинтарс» или польскую фирмы «Полена». Правда, бывалые пользовательницы рассказывают, что продукт сей имел слишком хлипкую консистенцию, и нередко «плыл» в самом тюбике, не дожидаясь попадания на губы. В моде уже более приглушенные цвета помад. Теперь весь акцент в макияже делается на глаза.
Некоторым дамам могло посчастливиться настолько, что в их косметичку, наподобие синей птицы, влетала настоящая французская помада. Там уже и с консистенцией было все в порядке, и с отдушкой. И покрасоваться можно было заветным синеньким шестигранником с волшебными буквами «CD». Как говорится, пустячок, а подружкам неприятно.
И, конечно, практически каждое знакомство юной женщины с вожделенным маминым футлярчиком, начиналось так:
Со всей уверенностью можно сказать одно: практически в каждой женской сумочке прочно обосновалась она, та волшебная «stylo d’аmour», как романтично называла ее Сара Бернар, ставшая первым популяризатором помады.
Позавчера в моде был матовый, вчера – металлический эффект. Что будет завтра – кто знает? Выбор как никогда велик. А в каком оттенке помады Вы встретите 8 марта? Пишите нам в комментариях! До новых встреч!