«Пример редких организаторских качеств и трудолюбия», «человек особого характера» — так называли человека, о котором наш сегодняшний рассказ. Он возводил первый в СССР дом из керамзитобетона, первый завод по производству полиэтилена, внедрял передовые технологии в строительное производство, а будучи в 1969–1981 годах Первым заместителем председателя Госстроя СССР, организовывал внедрение прогрессивных строительных материалов, уменьшающих материалоёмкость зданий и сооружений. Активно участвовал в распространении легких заполнителей бетона и получил у специалистов неформальный титул «отец керамзита». Этот человек — Минас Георгиевич Чентемиров.
Вообще-то, фамилия Чентамиров, Чентемиров каким-то образом утвердилась в искаженном варианте, тогда как настоящей является фамилия Джантимириянц (древнеармянский) или на современный манер — Джантимирянц (в переводе на русский язык — человек с железной душой).
В архивной справке (свидетельстве о рождении Минаса Георгиевича Чентемирова) от 31.03.2010 № 05-47/384, выданной его сыну Чентемирову Г.М., говорится следующее: в архивном фонде «Коллекция метрических книг церквей города Армавира» имеется метрическая книга записей актов о рождении, бракосочетании, смерти за 1910 год, в которой значится: дата рождения 23 февраля 1910 г., имя — Минас, родители: отец — Георг Хачатурович Джантимирянц, мать — Юлиана Йовбанян. Минас стал четвертым, младшим, ребенком в семье, в которой уже были три девочки.
Минас был любимцем в семье, очень подвижным и смышленым. Уже в детстве у него проявлялись незаурядные способности к математике. Во время учебы в школе с педагогическим уклоном учитель по математике звал его мудрецом и во время контрольных работ всегда давал ему задачи повышенной трудности. Проблемы у него были только с одним предметом — с русским языком. Тогда учительница по русскому языку и литературе, зная его способности и интеллект, посоветовала ему наизусть заучить отрывки из «Евгения Онегина» или «Мцыри». Он выучил всего «Онегина» и всего «Мцыри», и помнил, и любил их, декламируя практически до конца жизни.
В 1929 году после окончания школы с педагогическим уклоном его направили в аул Урупский, где он преподавал в младших классах. Через год Минас уехал из аула, мечтая стать хирургом, тренируясь на папиросных бумагах и препарируя лягушек. Однако судьба распорядилась иначе: Чентемиров поступил рабочим на строительство дамбы в Ростове-на-Дону, потому что документы в институт у него не приняли из-за принадлежности к семье служащего. По-особому он вспоминал о том периоде времени и рассказывал, как хорошо к нему относились прораб и рабочие, они звали его только «Мишенькой».
Через год, в 1931 году, Минас Георгиевич успешно поступает в Ростовский автодорожный институт на факультет строительства мостов и тоннелей. Учился только на отлично. Но через два года факультет закрыли. Всех студентов отправили в армию, а его, как отличника, направили продолжать учебу в Ленинградский автодорожный институт, который он и окончил с отличием в 1936 г.
Темой дипломной работы по окончании института было строительство моста, но, чтобы подтвердить еще и специальность «строительство тоннелей», Минасу Георгиевичу необходимо было защитить и второй диплом. После защиты 2-х дипломов Чентемирову при распределении было предложено два места: одно в Белоруссии, другое — на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае. Он выбрал Хабаровск.
Профессора быстро «вынесли приговор» способному студенту: его будущее — наука. И направили в аспирантуру. Но окончить её Минасу не удалось — началась Великая Отечественная война.
Во время войны лейтенант Чентемиров строил аэродромы — на фронте и в тылу. И здесь он проявил свою смекалку и находчивость. Когда в СССР прибыла французская эскадрилья «Нормандия» (приставку «Неман» она получит позже), то им предоставили аэродром под г. Ивановым, который полностью занесло снегом, и как ни старались наземные службы, убрать его не могли. Тогда Минаса Георгиевича Чентемирова назначают главным инженером и поручают важное задание — очистить аэродром от снега. Он попросил выделить тракторы, бульдозеры, грейдеры, катки и т. п. И работа закипела, люди работали круглосуточно. Всех по очереди кормили с боевыми 100 гр., потом они отдыхали и снова работали через каждые 12 часов. Снег вывозили подводами, а оставшийся за ночь укатывали. Через 36 часов Чентемиров М. Г. доложил начальнику аэродрома, что все готово и летать можно. Авиационное начальство очень опасалось, что может произойти самое страшное — передним колесом самолет зароется в снег и перевернётся. Но контрольные взлёт и посадка прошли благополучно. Начались боевые полеты, ни одного дня перерыва. По ночам бульдозеры срезали пласты снега. Через 12 дней толщина снега в плотном теле была приведена к норме (5 см).
За выполнение этого задания Чентемирова М. Г. наградили орденом Боевой Красной Звезды. В 1943 году Минас Георгиевич был направлен в Астрахань на должность заместителя главного инженера на строительстве керосинопровода, а в 1946 году его переводят в город Куйбышев на строительство нефтеперерабатывающего завода (тогда самого крупного в Европе).
В июле 1946 г. Чентемиров М.Г. возглавил контору производственных предприятий. В 1953 стал начальником СУ-4 КТСУ. Затем начальник КТСУ Миронов И.И. предложил Минасу Георгиевичу должность своего заместителя. Он разделял мнение Чентемирова о том, что «…старые методы строительства и организации работ не могут обеспечить выполнение новых задач…», а «будущее строительство принадлежит бетону, железобетону и особенно легким бетонам». В период строительства Новокуйбышевска Чентемиров внедрил новую технологию, переведя на поток сооружение зданий из легких конструкций. Здесь по инициативе Минаса Георгиевича Трест впервые применил метод опережающего сооружения инженерных коммуникаций. А еще Чентемирова по праву называют «отцом» керамзитобетона. Ведь именно в нашем городе построен первый дом с применением керамзита. Самый лёгкий и самый прочный конструкционный керамзит был получен благодаря Минасу Георгиевичу. В г. Куйбышеве по его инициативе был создан НИИкерамзит.
За строительство нефтеперерабатывающего комплекса и города Новокуйбышевска, за организацию строительных работ на его объектах, где была достигнута самая высокая производительность труда в СССР в области строительства, М. Г. Чентемирову, ставшему после гибели Миронова И. И. управляющим трестом № 25, в 1957 году первому в Новокуйбышевске было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А в 1977 году он был в числе первых Почетных Граждан г. Новокуйбышевска.
Вообще во многих городах, в которых побывал Минас Георгиевич в силу своих должностных обязанностей, таких как, например, Краснодар, Ставрополь, Красноярск, Кузбас и др., ему признавались в том, что у них перебывало много начальников и чином выше, но никто из них не сделал для этих городов столько, сколько сделал Чентемиров. Приезжая в какой-либо город России, он решал вопросы не только в области строительства, он был компетентен по всем направлениям народного хозяйства.
После ликвидации Совнархозов Чентемиров в 1966 г. был назначен заместителем Министра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, а 24 апреля 1969 г. — первым заместителем Председателя Госстроя СССР. В этой должности он проработал до ухода на пенсию 11 февраля 1981 года.
По личному поручению члена Политбюро ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина с 1969 по 1980 гг. М. Г. Чентемиров курировал строительство Норильского комбината.
В 1980 году Распоряжением Совета Министров СССР от 31 июля 1980 г. №1415р М. Г. Чентемиров был назначен Председателем Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию второй очереди Надеждинского металлургического завода.
Уже будучи на пенсии, М. Г. Чентемиров продолжал сотрудничать с норильскими строителями, при его активном участии и по его инициативе в Норильске был построен завод по производству легких заполнителей («Азерита») для бетонов, не имеющих аналогов не только в отечественной стройиндустрии, но и в мировой практике. Выпускаемый в Норильске азерит по своим характеристикам вдвое превосходил аналогичный легкий заполнитель керамзит как по объемной массе, так и по прочностным характеристикам. В 1985 году М. Г. Чентемиров стал почетным гражданином города Норильска. Так высоко был оценен его вклад в строительство Норильского комбината и города Норильска. Именно Минасу Георгиевичу десятки тысяч жителей Норильска обязаны наличием тёплого жилья. Благодаря ему была построена дорога с тоннелями (Рокский тоннель), соединяющая Северную и Южную Осетии.
В силу своих должностных обязанностей Чентемиров определял техническую политику в строительстве в СССР. Территория Советского Союза превратилась для него в единую строительную площадку. Неотъемлемой частью своей деятельности Чентемиров считал постоянные поездки по стране, даже в весьма преклонном возрасте: ему необходимо было увидеть своими глазами, как идут дела на объектах, узнать, что требуется на местах, определить, чем и как можно помочь строителям, людям.
Не терял Минас Георгиевич и связи с Новокуйбышевском. В 1990 году он приезжал на празднование юбилея Треста № 25.
Минас Георгиевич Чентемиров скончался 18 марта 2004 г., похоронен в Москве.
Источники:
1. Фото и материалы из архива фондов МБУК «Музей истории г. Новокуйбышевска.
2. В. Шарлот. Почетные граждане г. Новокуйбышевска. Том 1. Самара. 2020 — 228 с.