Слово о первых | Чентемиров Минас Георгиевич

Чентемиров Минас Георгиевич

«Пример редких организаторских качеств и трудолюбия», «человек особого характера» — так называли человека, о котором наш сегодняшний рассказ. Он возводил первый в СССР дом из керамзитобетона, первый завод по производству полиэтилена, внедрял передовые технологии в строительное производство, а будучи в 1969–1981 годах Первым заместителем председателя Госстроя СССР, организовывал внедрение прогрессивных строительных материалов, уменьшающих материалоёмкость зданий и сооружений. Активно участвовал в распространении легких заполнителей бетона и получил у специалистов неформальный титул «отец керамзита». Этот человек — Минас Георгиевич Чентемиров.

Родители Минаса Чентемирова

Вообще-то, фамилия Чентамиров, Чентемиров каким-то образом утвердилась в искаженном варианте, тогда как настоящей является фамилия Джантимириянц (древнеармянский) или на современный манер — Джантимирянц (в переводе на русский язык — человек с железной душой).
В архивной справке (свидетельстве о рождении Минаса Георгиевича Чентемирова) от 31.03.2010 № 05-47/384, выданной его сыну Чентемирову Г.М., говорится следующее: в архивном фонде «Коллекция метрических книг церквей города Армавира» имеется метрическая книга записей актов о рождении, бракосочетании, смерти за 1910 год, в которой значится: дата рождения 23 февраля 1910 г., имя — Минас, родители: отец — Георг Хачатурович Джантимирянц, мать — Юлиана Йовбанян. Минас стал четвертым, младшим, ребенком в семье, в которой уже были три девочки.

Минас был любимцем в семье, очень подвижным и смышленым. Уже в детстве у него проявлялись незаурядные способности к математике. Во время учебы в школе с педагогическим уклоном учитель по математике звал его мудрецом и во время контрольных работ всегда давал ему задачи повышенной трудности. Проблемы у него были только с одним предметом – с русским языком. Тогда учительница по русскому языку и литературе, зная его способности и интеллект, посоветовала ему наизусть заучить отрывки из «Евгения Онегина» или «Мцыри». Он выучил всего «Онегина» и всего «Мцыри», и помнил, и любил их, декламируя практически до конца жизни.

В 1929 году после окончания школы с педагогическим уклоном его направили в аул Урупский, где он преподавал в младших классах. Через год Минас уехал из аула, мечтая стать хирургом, тренируясь на папиросных бумагах и препарируя лягушек. Однако судьба распорядилась иначе: Чентемиров поступил рабочим на строительство дамбы в Ростове-на-Дону, потому что документы в институт у него не приняли из-за принадлежности к семье служащего. По-особому он вспоминал о том периоде времени и рассказывал, как хорошо к нему относились прораб и рабочие, они звали его только «Мишенькой».

Через год, в 1931 году, Минас Георгиевич успешно поступает в Ростовский автодорожный институт на факультет строительства мостов и тоннелей. Учился только на отлично. Но через два года факультет закрыли. Всех студентов отправили в армию, а его, как отличника, направили продолжать учебу в Ленинградский автодорожный институт, который он и окончил с отличием в 1936 г.

Минас в студенческие годы в г. Ленинграде (1931–1936 г.). Этот портрет круглого отличника и стахановца висел на Доске почета в Ленинградском дорожном институте.


Темой дипломной работы по окончании института было строительство моста, но, чтобы подтвердить еще и специальность «строительство тоннелей», Минасу Георгиевичу необходимо было защитить и второй диплом. После защиты 2-х дипломов Чентемирову при распределении было предложено два места: одно в Белоруссии, другое – на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае. Он выбрал Хабаровск.
Профессора быстро «вынесли приговор» способному студенту: его будущее — наука. И направили в аспирантуру. Но окончить её Минасу не удалось — началась Великая Отечественная война.

Во время войны лейтенант Чентемиров строил аэродромы — на фронте и в тылу. И здесь он проявил свою смекалку и находчивость. Когда в СССР прибыла французская эскадрилья «Нормандия» (приставку «Неман» она получит позже), то им предоставили аэродром под г. Ивановым, который полностью занесло снегом, и как ни старались наземные службы, убрать его не могли. Тогда Минаса Георгиевича Чентемирова назначают главным инженером и поручают важное задание — очистить аэродром от снега. Он попросил выделить тракторы, бульдозеры, грейдеры, катки и т. п. И работа закипела, люди работали круглосуточно. Всех по очереди кормили с боевыми 100 гр., потом они отдыхали и снова работали через каждые 12 часов. Снег вывозили подводами, а оставшийся за ночь укатывали. Через 36 часов Чентемиров М. Г. доложил начальнику аэродрома, что все готово и летать можно. Авиационное начальство очень опасалось, что может произойти самое страшное – передним колесом самолет зароется в снег и перевернётся. Но контрольные взлёт и посадка прошли благополучно. Начались боевые полеты, ни одного дня перерыва. По ночам бульдозеры срезали пласты снега. Через 12 дней толщина снега в плотном теле была приведена к норме (5 см).

За выполнение этого задания Чентемирова М. Г. наградили орденом Боевой Красной Звезды. В 1943 году Минас Георгиевич был направлен в Астрахань на должность заместителя главного инженера на строительстве керосинопровода, а в 1946 году его переводят в город Куйбышев на строительство нефтеперерабатывающего завода (тогда самого крупного в Европе).

На фотографии слева направо: Миронов И. И. (Начальник КТСУ, 2-й слева), М. Г. Чентемиров (начальник СУ-4), сидит — Александр Максимович Токарев (1-й секретарь Новокуйбышевского горкома КПСС 1952-55 гг, с 1964 г. — Министр промышленного строительства СССР).

В июле 1946 г. Чентемиров М.Г. возглавил контору производственных предприятий. В 1953 стал начальником СУ-4 КТСУ. Затем начальник КТСУ Миронов И.И. предложил Минасу Георгиевичу должность своего заместителя. Он разделял мнение Чентемирова о том, что «…старые методы строительства и организации работ не могут обеспечить выполнение новых задач…», а «будущее строительство принадлежит бетону, железобетону и особенно легким бетонам». В период строительства Новокуйбышевска Чентемиров внедрил новую технологию, переведя на поток сооружение зданий из легких конструкций. Здесь по инициативе Минаса Георгиевича Трест впервые применил метод опережающего сооружения инженерных коммуникаций. А еще Чентемирова по праву называют «отцом» керамзитобетона. Ведь именно в нашем городе построен первый дом с применением керамзита. Самый лёгкий и самый прочный конструкционный керамзит был получен благодаря Минасу Георгиевичу. В г. Куйбышеве по его инициативе был создан НИИкерамзит.

Минас Георгиевич с супругой Анной Прокофьевой (1953 г.) г. Новокуйбышевск Куйбышевской (ныне Самарской) области, ул. Коммунистическая, д. 22.

За строительство нефтеперерабатывающего комплекса и города Новокуйбышевска, за организацию строительных работ на его объектах, где была достигнута самая высокая производительность труда в СССР в области строительства, М. Г. Чентемирову, ставшему после гибели Миронова И. И. управляющим трестом № 25, в 1957 году первому в Новокуйбышевске было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А в 1977 году он был в числе первых Почетных Граждан г. Новокуйбышевска.

Вообще во многих городах, в которых побывал Минас Георгиевич в силу своих должностных обязанностей, таких как, например, Краснодар, Ставрополь, Красноярск, Кузбас и др., ему признавались в том, что у них перебывало много начальников и чином выше, но никто из них не сделал для этих городов столько, сколько сделал Чентемиров. Приезжая в какой-либо город России, он решал вопросы не только в области строительства, он был компетентен по всем направлениям народного хозяйства.
После ликвидации Совнархозов Чентемиров в 1966 г. был назначен заместителем Министра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, а 24 апреля 1969 г. — первым заместителем Председателя Госстроя СССР. В этой должности он проработал до ухода на пенсию 11 февраля 1981 года.

По личному поручению члена Политбюро ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина с 1969 по 1980 гг. М. Г. Чентемиров курировал строительство Норильского комбината.
В 1980 году Распоряжением Совета Министров СССР от 31 июля 1980 г. №1415р М. Г. Чентемиров был назначен Председателем Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию второй очереди Надеждинского металлургического завода.

Уже будучи на пенсии, М. Г. Чентемиров продолжал сотрудничать с норильскими строителями, при его активном участии и по его инициативе в Норильске был построен завод по производству легких заполнителей («Азерита») для бетонов, не имеющих аналогов не только в отечественной стройиндустрии, но и в мировой практике. Выпускаемый в Норильске азерит по своим характеристикам вдвое превосходил аналогичный легкий заполнитель керамзит как по объемной массе, так и по прочностным характеристикам. В 1985 году М. Г. Чентемиров стал почетным гражданином города Норильска. Так высоко был оценен его вклад в строительство Норильского комбината и города Норильска. Именно Минасу Георгиевичу десятки тысяч жителей Норильска обязаны наличием тёплого жилья. Благодаря ему была построена дорога с тоннелями (Рокский тоннель), соединяющая Северную и Южную Осетии.

В силу своих должностных обязанностей Чентемиров определял техническую политику в строительстве в СССР. Территория Советского Союза превратилась для него в единую строительную площадку. Неотъемлемой частью своей деятельности Чентемиров считал постоянные поездки по стране, даже в весьма преклонном возрасте: ему необходимо было увидеть своими глазами, как идут дела на объектах, узнать, что требуется на местах, определить, чем и как можно помочь строителям, людям.

Не терял Минас Георгиевич и связи с Новокуйбышевском. В 1990 году он приезжал на празднование юбилея Треста № 25.

Управляющие Трестом 25 в разные годы: (справа налево): Чентемиров М. Г., Пятибрат В. Л., Левченков П. Н., Скачков И. С., Бушуев А. А., Тютин Л. А., Медведев А. А. 1990 г.

Минас Георгиевич Чентемиров скончался 18 марта 2004 г., похоронен в Москве.

Источники:
1. Фото и материалы из архива фондов МБУК «Музей истории г. Новокуйбышевска.
2. В. Шарлот. Почетные граждане г. Новокуйбышевска. Том 1. Самара. 2020 — 228 с.

Добавить комментарий