Свадебные штучки

И снова здравствуйте, уважаемые читатели! Вот и подошло время для публикации нашей постоянной рубрики «Жизнь замечательных вещей».

На улице лето, солнце, поют птицы, все вокруг цветет и на листьях поутру видны прозрачные капли росы, словно маленькие бриллианты, в которых отражаются первые лучи солнца. В такой атмосфере хочется жить и радоваться каждому дню, творить что-то красивое и яркое, что останется в памяти на долгие годы. Наверное, поэтому многие влюбленные пары выбирают летние месяцы для создания семьи – важнейшего шага в жизни. И ни одна свадебная церемония не обходится без обязательных обрядов и ритуалов, а особенное внимание уделяется самому важному и красивому элементу свадебной церемонии – подвенечному платью невесты.

Итак, окунемся в историю свадебного платья, а помогут нам в этом экспонаты из наших фондов открытого хранения.

Традиционно свадебное платье ассоциируется с белым цветом. Однако оно не всегда было белым, в том числе и на Руси.

Платье свадебное, 1891–1900 годы, шёлк

Венчик подвенечный, 1953 год, медь, бумага, воск

 В разных странах и народах были свои поверья по поводу цвета свадебного платья. Так, во Франции считалось, что фиолетовое платье невесты будет способствовать тому, что муж будет любить свою жену всю жизнь. В Ирландии девушки выходили замуж только в зеленых свадебных нарядах, веря в то, что этот цвет принесет счастье. На Руси свадебные наряды были с преобладанием красного или оранжевого цвета. Возможно, такое веянье являлось отголосками язычества. Моду на светлые, точнее кремовые и цвета слоновой кости, но еще не совсем белые платья принесла с собой эпоха неоклассицизма.

Существует две версии происхождения белого цвета для свадебного платья:

1) Королева Виктория в середине XVII века надела на свадьбу белое свадебное платье, хотя традиционно в королевской семье было принято выходить замуж в серебристом платье.

2) Моду на белое свадебное платье ввела Анна Австрийская. Её платье было настолько белоснежно и прекрасно, что все женское общество Франции стало подражать ей.

Костюм казачки «Парочка» свадебный, 1891–1910 гг., шелк, ткань х/б

В современной философии есть мнение, что белый цвет платья невесты обозначает, что невеста «умирает» в день свадебной церемонии, ее семья прощается с ней. А на следующий день невеста появляется в платье уже другого цвета, что очень символично и означает ее рождение в новой семье – семье мужа.

Что же касаемо моды на свадебные наряды в эпоху СССР, то здесь была своя особенность. Историк моды Александр Васильев считает, что свадебной моды до 1950-х годов в СССР не существовало. В военные годы и позже люди женились буквально, в чем попало – ватниках и гимнастерках. Женщины, конечно, красили губы, подводили глаза, завивали волосы.

Но особенных нарядов для свадьбы не было.

Платье белое с вышивкой свадебное, 1950–1960-е годы, ткань х/б, мулине

С 1950-х годов стали возрождаться традиции свадебного платья.

Невесты использовали простые ткани – это был ситец, сатин, нейлон.

Но уже в 60-х белое свадебное платье возвращается в советскую моду. Платья были короткие, простого кроя, для его пошива требовалось совсем немного материала. Особенно популярен был кримплен. Фата тоже была короткой, а зачастую невесты отказывались от фаты и в качестве украшения использовали искусственные цветы в прическе.

В 70-х годах в моду вошел романтический стиль. Фата и платье стали заметно длиннее. К сожалению, выбор готовых свадебных платьев в магазинах был невелик, поэтому часто их шили на заказ.

Платье свадебное кружевное, 1981–1982-й года, кружева, пошив индивидуальный

Туфли «лодочки» белые, 1960–1970-е годы, Югославия, кожа.

 В 80-е в моду входит объём. На платье пришивают разнообразные оборки, рюши, кружева и рукава фонарики. Появляется фата с венком, джульетка и шляпка.

Шляпа свадебная, октябрь 1990 г., Воронеж, фатин

Платье свадебное, 1980–1990-е годы, искусственный шелк, фатин

Перчатки свадебные, 1990-е годы, трикотаж

 В 90-е после распада Советского Союза в страну хлынули потоки зарубежных товаров, появилось множество разнообразных фасонов, многоцветье тканей, что позволило удовлетворить самый взыскательный вкус. Видоизменились и свадебные наряды.

Костюм женский (свадебный), март 1994 г., Саратов, искусственный шёлк

Головное украшение невесты, март 1994 г., Саратов

Бутоньерка жениха, март 1994 г., Саратов

Сегодня белое платье уже не является неотъемлемым свадебным атрибутом. Многие невесты выбирают для свадьбы наряды необычных оттенков: от нежного кремового, пастельных тонов до смелого и экстравагантного красного и даже черного! Причём необычным может быть не только цвет, но и фасон платья, и его длина. В моде и классика, и ампир, и строгие наряды с зауженным силуэтом, и стильные платья миди и т. д. Самое главное, чтобы невеста выглядела неповторимой, яркой, обворожительной и стильной!

Наш рассказ проиллюстрирован снимками некоторых свадебных нарядов из фондов музея. Полностью коллекцию вы можете увидеть, посетив фонды открытого хранения (ул. Белинского, 12-а) по предварительной записи по тел.: 6-88-23, 6-93-80.

Время работы в летний период: с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 17:00.

Источник фотографий: фонды музея истории города Новокуйбышевска.

Добавить комментарий