Теодор Курентзис

«Я просто любитель этой России, которая имеет такой огромный диапазон таких противоречий. Это настолько красиво и хаотично. Все жалуются на Россию. Потому что они хотят, чтобы стало лучше. Я понимаю. Но в этом есть какая-то красота, которую не понимает человек, который не жил здесь. А лучше эта страна и культура могут стать, если мы станем более осознанными и более мудрыми. Т. Курентзис

Греческий и российский дирижёр Теодор Курентзис получил известность благодаря работе художественным руководителем в Пермском театре оперы и балета, превратив его в место притяжения многих звёзд и меломанов со всего мира. Обладатель пяти премий: российских — Золотая маска, Ордена Дружбы, Строгановской премии, а также двух греческих наград — Командор ордена Феникса и KAIROS-Preis, он герой нашего сегодняшнего повествования.

Теодор Курентзис родился в семье полицейского и пианистки. Говоря о родителях, дирижер вспоминает, что отец был либеральнее матери и давал ему в детстве больше свободы. А мать привила дисциплину, благодаря которой, вкупе с талантом, он прославился.

Любовь к музыке с ранних лет появилась благодаря матери. Она работала проректором в консерватории и играла на нескольких инструментах. Посещать музыкальную школу Теодор начал с четырёх лет, освоив сначала игру на фортепиано, а несколько лет спустя — на скрипке. Уже к 12-ти годам поступил в Первую греческую консерваторию сразу на два факультета — теоретический и струнных инструментов, параллельно занимаясь вокалом.

В 1990 году, в возрасте 18-ти лет Теодор создаёт собственный оркестр, исполняющий камерную музыку. Спустя 4 года существования он понял, что хочет добиться новых высот и приезжает в Россию на обучение дирижированию у легендарного дирижера Или Мусина в консерватории Санкт-Петербурга. Через пять лет учёбы становится ассистентом дирижёра оркестра в филармонии. В молодости активно сотрудничает с различными известными оркестрами.

В 2003 году в Новосибирском Академическом театре оперы и балета становится дирижёром-постановщиком балета «Поцелуй феи», а через год — оперы «Аида», с которой получил премию «Золотая маска».

Москву дирижёр покорил серией концертов в столичной филармонии в сезоне 2007-2008 и уже в следующем сезоне стал постоянным приглашённым дирижёром Большого театра.

С 2011 по 2019 годы Курентзис возглавлял Пермский театр оперы и балета. За 5 лет руководства смог вывести его на лидерские позиции отечественной театральной сцены и прославить за рубежом. Оркестр Musica Aeterna Ensemble активно гастролирует по странам Европы и бьёт рекорды по числу номинаций на премию «Золотая маска».

Курентзиса называют неординарным дирижером, способным даже самый известный музыкальный материал интерпретировать по-новому. «Не ожидайте ничего похожего на то, что вы слышали», — так анонсировала The Times концерт Курентзиса с musicAeterna летом 2018 года.

Курентзис первым в России начал внедрять принципы исторически информированного исполнительства — направления в исполнительском искусстве, стремящегося точно воссоздать звучание музыки прошлого за счет игры именно на тех инструментах, для которых она была написана (например, на смычковых с жильными струнами) в соответствии с принятой в ту или иную эпоху эстетикой и правилами игры.

Курентзис обновил традиционный для российского музыкального театра репертуар. С musicAeterna он работает над средневековой духовной музыкой, барочными операми, экспериментальными сочинениями современных авангардных авторов, в том числе и написанными по его заказу, как, например, хоровая опера «Tristia» Филиппа Эрсана (2016г.), опера «Cantos» Алексея Сюмака (2016г.), скрипичный концерт Сергея Невского (2015г.), опера «Носферату» Курляндского (2014г.).

Ещё будучи в Новосибирске, Теодор Курентзис подал заявку на получение российского гражданства], которая была удовлетворена весной 2014 года.

В интервью Теодор Курентзис рассказал, почему он выбрал Россию в качестве своего дома:

«Я люблю Россию, людей. Мне здесь лучше, чем в Германии. То, что говорят про русскую душу, не сказки. Мы много ночей с друзьями на кухне решали мировые проблемы…»

Сегодня бесчисленные фанаты греческого дирижера, не без усилий завоевавшего себе почетное место на российском музыкальном олимпе, объясняют успех Курентзиса по-разному. Одни — необычайным талантом, умением заражать своим музыкантским видением (и слышанием) всех окружающих — от музыкантов оркестра и публики до секретарей, продюсеров, гардеробщиков и вахтеров. Другие отмечают, что Курентзис чувствует людей и умеет их находить, умеет создать команду вокруг себя и «под себя»; а еще умеет заводить и поддерживать связи с людьми, которые готовы помочь ему в осуществлении самых дерзновенных и амбициозных проектов: любым способом, финансово или административно. Именно сочетание таких качеств — музыкантских, организаторских и человеческих — есть предпосылка для формирования по-настоящему крупных дирижерских фигур.

Источники: Википедия, culture.ru

Добавить комментарий