Портреты – это лицо вечности. Вы смотрите на неё, она – на вас…
Н. Солнцева
В продолжение рубрики «Жизнь в искусстве» сегодня поговорим о выдающемся русском живописце, который был крепостным до 47-летнего возраста. Василий Тропинин считался «главным московским портретистом», любимым и востребованным, которого в старой столице называли с большим уважением «халатным художником».
Художник Василий Андреевич Тропинин родился 30 марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного крестьянина Андрея Ивановича Тропинина. Отец художника был управляющим имением графа Миниха и за усердную службу получил от графа вольную. Личную вольную. А семья Андрея Ивановича, жена и дети, остались крепостными.
Так Василий Тропинин стал крепостным с «особым положением». Должность отца не сулила сыну каких-то поблажек и привилегий. При этом дворовые люди графа Миниха за все строгости управляющего Тропинина, жестоко отыгрывались на его сыне.
Тропинин-старший устроил своего сына в народную школу в Новгороде, где Василий проучился четыре года. В школе будущего художника учат чтению и чистописанию, арифметике и грамматике. Однако единственный предмет, который увлекает Василия, – это рисование. Приезжая домой, Тропинин-младший частенько пробирается на женскую половину дома и с огромным удовольствием срисовывает развешенные по стенам лубочные картинки. Однажды начинающему художнику сильно досталось, когда он увлёкся во время чистки хозяйской обуви и расписал ваксой стены в людской.
Когда дочь графа Миниха Наталья Антоновна вышла замуж за графа Ираклия Ивановича Моркова, Василий Тропинин был отправлен в московский дом молодых вместе с драгоценностями, платьями и кружевами, посудой, мебелью и сундуками молодой супруги, как часть её приданного.
Граф Морков живописи не жаловал. Тем более, ему был совсем не нужен в хозяйстве художник, а потому Василия отправили в 1798 году в Петербург для изучения кондитерского дела. В те времена от кондитера требовалось умение создавать фигуры людей и животных, и граф посчитал, что нашёл удачное применение для таланта своего крепостного. Крепостной кондитер, который может не только делать торты и варить варенье, но ещё и способный нарисовать редкий узор для вышивки или изысканно расписать кухонную утварь на графской кухне – это ценное имущество.
Тропинин был послушен воле барина и кроток, но при этом невероятно упрям в своём желании рисовать. В Петербурге Василий, находившийся под присмотром двоюродного брата графа, Алексея Ивановича Моркова, отыскал по соседству художника, который согласился давать уроки живописи начинающему кондитеру, позднее начал посещать занятия в Академии живописи – в те времена для всех желающих, любого возраста и сословия, три часа с утра и два часа вечером давали уроки рисования. Неимущим выдавали бумагу и карандаши. Академия искала дарования в народной среде.
Алексей Иванович Морков прознал про увлечения подопечного крепостного, просмотрел его рисунки и принялся уговаривать своего кузена отправить Тропинина учиться в Императорскую Академию живописи. И добился согласия родственника, пообещав последнему компенсировать все издержки на обучение Василия.
Так Василий Андреевич Тропинин стал вольнослушателем Академии, т. к. крепостные, независимо от проявленного таланта, могли быть только вольнослушателями и учились за плату.
Более пяти лет Тропинин изучал живопись в стенах академии в мастерской знаменитого художника профессора С.С. Щукина. Талантливый молодой художник все годы обучения жил на академической квартире своего учителя.
Василий Андреевич дважды занимает первые места в проводимых Академией конкурсах. Работы крепостного художника отмечают адъюнкт-ректор Академии И.А. Акимов и посетившая академическую выставку императрица Мария Фёдоровна. После высочайшего визита судьбой одного из самых талантливых студентов академии занялся президент Академии Александр Сергеевич Строганов, который пообещал выхлопотать для Тропинина вольную.
Когда об интересе к судьбе своего крепостного узнал граф Ираклий Морков, он потребовал от Тропинина оставить академию и срочно прибыть в одно из новых имений барина – подольскую деревню Кукавку, где один из самых талантливых студентов Академии живописи должен был стать художником, архитектором, пастухом, кондитером и лакеем своего барина.
В освобождённой от поляков-католиков Кукавке граф Морков, чтобы расположить к себе православных крестьян, повелел построить сначала православную церковь, а уже потом заняться строительством барской усадьбы. Строить и расписывать церковь должен был Тропинин, которого поселили в одном из крестьянских домов.
В свободное от строительства церкви время Василий Андреевич пишет портреты селян: мудрые колоритные старики, красивые чернобровые задорные красавицы-подолянки, загорелые крепкие мужики. Художник работает много и радостно. Много лет спустя он будет рассказывать, что в далёкой Куковке он научился большему, чем за годы учёбы в столичной академии.
В Куковке Тропинин познакомится с Анной Ивановной Катиной, которая станет женой художника. Откроется построенная Тропининым церковь и первой обвенчанной в этой церкви парой станут Василий и Анна Тропинины.
Анна Ивановна была вольной жительницей, но после свадьбы с Тропининым граф Морков запишет её в свои крепостные по известному в те времена правилу «идущая замуж за раба сама рабой становится».
Спустя год в молодой семье родился первый сын Арсений. А супруги прожили вместе 50 счастливых лет.
Когда в 1812 году в Россию вторглась армия Наполеона, граф Морков, назначенный именным указом императора главой московского ополчения, забирает с собой сыновей и уезжает на войну, оставляя всё своё имущество и людей на попечение Тропинина. Художник одним из первых въезжает с барским обозом в освобождённую от французов сгоревшую Москву, где готовит графский дом к возвращению хозяев.
В 1813 году в Москву начинают возвращаться ополченцы, а ещё через год на родину вернулись из заграничных походов русские войска.
Василий Андреевич вновь начинает писать. Во вновь отстроенном графском доме у художника есть своя мастерская, где Тропинин пишет портреты своих друзей и знакомых. Московские дворяне возрождают свои сгоревшие портретные галереи, появились заказы и от представителей московского купечества.
Москвичи прозвали художника «халатным портретистом». Приходя за портретом для домашней галереи, заказчики просили писать себя и своих близких обязательно в халате. В отличие от петербургских художников, Тропинин писал очень личные, домашние, не парадные, «растрёпанные» портреты, которые чрезвычайно нравились сентиментальным москвича.
Многие знатные, просвещённые и влиятельные люди, узнавая о том, что знаменитый московский художник остаётся крепостным человеком Моркова были крайне возмущены этим обстоятельством. Молодые дворяне, с которыми графу доводилось иметь дела, буквально требовали от последнего дать Тропинину вольную.
Однажды дом графа Моркова посетил учёный гость из Европы, которому граф показал мастерскую Тропинина и познакомил гостя с художником. Иностранец был поражён талантом Василия Андреевича, восхищался работами художника и долго беседовал с живописцем. Когда наступило время обеда и гостя пригласили к столу, иностранец увидел в обеденном зале художника, ринулся к нему и начал усаживать живописца рядом с собой. Семейство Морковых смущенно отводило глаза и ожидало, когда бестолковый иностранец поймёт, что он пытается усадить за графский стол лакея. После этого скандального случая Тропинина освободили от обязанности прислуживать семье барина за столом.
В итоге, граф был вынужден уступить общественному мнению и в мае 1823 года, в качестве пасхального подарка, вручил крепостному художнику вольную грамоту. При этом жена и сын Тропинина оставались крепостными графа (они получили вольную только в 1828 году).
Граф предложил Тропинину остаться в барском доме вместе с семьёй. Однако художник, который всю свою жизнь мечтал о воле и возможности заниматься исключительно любимым делом, решил жить самостоятельно и поселился в небольшой квартире в Москве, поблизости от дома графа, чтобы чаще видеть семью.
В этой московской квартире Тропинина была «знаменитая дверь»: приходившие к художнику посетители оставляли на этой двери надписи: «был Брюллов», «заходил Свиньин» и т.д. За много лет эта дверь покрылась посланиями любимых друзей и почитателей. Когда Тропинин съехал из квартиры в собственный дом, он очень скучал по этой «знаменитой двери».
После получения вольной Тропинин обратился в Императорскую Академию художеств с прошением о присуждении ему звания художника. В 1823 году художник был удостоен звания «назначенного академика», а в 1824 году -академика портретной живописи.
Художник много работал и очень скоро стал ведущим портретистом старой русской столицы. Его работы украшали залы Опекунского совета, Сельскохозяйственного общества и других общественных мест столицы.
«Все обидное переносил с высоким терпением и посреди всех художественных занятий совершенно забывал все окружавшее его неприятное и трудился до упаду; случалось, где работал, там и засыпал», – писал скульптор Николай Рамазанов.
С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками организованного в Москве публичного художественного класса, который со временем превратится в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1843 году Василия Андреевича избирают почётным членом Московского художественного общества.
«Какой прекрасный человек, отец милосердный к ученикам, портретист великий, натуралист неподражаемый; авторитет, всеми любимый. Мы приходили к нему, он нас, учеников, принимал, как отец принимает детей», – из воспоминаний ученика И. Тучнина
В середине 50-х годов XIX века небывалая популярность Василия Андреевича Тропинина начинает угасать – в Москву всё чаще приезжают иногородние и зарубежные художники-портретисты, которые пишут портреты за меньшую цену и быстрее, чем немолодой художник. Однако, Тропинин продолжает упорно работать, пробовать различные варианты портретных композиций и пытается соперничать с новыми мастерами салонных направлений.
В 1855 году художник хоронит жену и вместе с сыном переезжает в Замоскворечье, в свой небольшой домик. В этом домике Василий Андреевич и скончается два года спустя в мае 1857 года.
Работы художника хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, других музеях страны. Вашему вниманию представляем подборку картин из коллекции Русского музея художника Василия Андреевича Тропинина.
Источники:
- Культура.РФ (https://www.culture.ru/persons/8795/kazimir-malevich)
- Виртуальный русский музей (https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/malevich_ks/)