Какая улица в нашем городе главная? Для каждого из нас она может быть своя, по самым разным причинам: для кого-то это проспект Победы, потому что она самая протяженная и название её многоговорящее; для кого-то — Гагарина, потому что она носит такое громкое имя, а ещё ведет к самому большому в городе храму; а кто-то родился и провел все детство на Коммунистической, поэтому она стала для него самой главной. Но для самого́ Новокуйбышевска, для его истории главной улицей, наверное, останется улица Миронова – прямая, как стрела, широкая, всегда многолюдная. Она носит имя первого руководителя Куйбышевского территориально-строительного управления (впоследствии — строительного треста № 25) Ивана Игнатьевича Миронова. Между домами №№ 6 и 4 первоначально была установлена мемориальная доска, а в 2012 г. её сменил памятник-бюст работы известного самарского скульптора Ивана Мельникова. «Красивым и сильным был Иван Миронов: высоченный, широкий в плечах, с вьющимися волосами и светло-карими глазами — одним словом, русский богатырь», — так описывали его современники. 2022 год — год 115-летия со дня рождения И. И. Миронова.
Ивана Игнатьевича можно считать нашим земляком – он тоже волжанин, родился в селе Набережный Увек Саратовской области 20 января 1907 г. Отец, волжский боцман, рано ушёл из жизни, подростку пришлось зарабатывать на хлеб с 14 лет: был рыбаком, матросом на судах Волжской флотилии, одновременно учился, был активным, энергичным и деятельным молодым человеком, избирался секретарем крайкома комсомола. В 1933 году поступил в Грозненский нефтяной институт. В этом же институте училась Кнара Мамбреевна Бадыштова, впоследствии крупный ученый ВНИИ НП, доктор технических наук. В одном из своих интервью она рассказала: «Я училась с ним (Мироновым) в Грозненском нефтяном институте с 1933 по 1935 годы. В 1935 году его забрали (с 3 курса) директором Грозненского НПЗ…» Затем ещё один важный пост — директора самого большого в СССР Уфимского нефтеперерабатывающего завода. Во время Великой Отечественной войны, когда южные заводы оказались в руках врага, в том числе и на это завод легла основная нагрузка по выпуску бензина. Миронов с удвоенной энергией взялся за дело, работу установок наладил, задание по выпуску бензина завод выполнил. Тогда Иван Игнатьевич получил свой первый орден Ленина. Считая главным своим долгом защиту Родины от врага, в 1942 году Миронов ушёл добровольцем на фронт, сражался под Курском. В конце 1943 года Центральный Комитет КПСС отозвал Миронова с фронта и направил на Дальний восток — начальником объединения Дальнефть. А в феврале 1947 года Миронов приехал в г. Куйбышев: его назначили начальником Куйбышевского территориально — строительного управления (впоследствии — Трест 25). Это управление сооружало в то время объекты в Куйбышеве, Сызрани, на нефтяных промыслах отрасли. Теперь за короткий срок ему предстояло возвести один из крупнейших в стране нефтеперерабатывающих заводов и приступить к строительству нового города.
Сюда, на Липяговскую землю, Миронов И. И. приехал с семьей. Со своей женой Ольгой Сергеевной Иван Игнатьевич познакомился в г. Грозном, она работала в городском библиотечном коллекторе. Там ее и высмотрел жадный до книг Миронов. Сыграли свадьбу, вскоре родился сын, которого назвали Юрием. Худенькая, стройная, с очень миловидным, чуточку вытянутым одухотворенным лицом, с высоким лбом, глубоко посаженными черными глазами, Ольга Сергеевна, делила с мужем все тяготы его кочевой жизни и не докучала вопросами. И так распорядилась судьба, что он вновь вернулся к родным волжским берегам — руководить огромной стройкой. Возглавив КТСУ в Куйбышевской области, Иван Игнатьевич зарекомендовал себя не только опытным нефтяником, но и строителем. Благодаря его знанию людей, опыту, воле и настойчивости в достижении поставленных задач, путь населенного пункта Ново-Куйбышевский к рабочему поселку, а затем и к городу Новокуйбышевску оказался удивительно целеустремленным.
А начинался город Новокуйбышевск, тогда еще просто населенный пункт Ново-Куйбышевский, с двух бараков на 102 км, в которых разместился штаб стройки. Миронов И. И. и авторы проекта рабочего поселка, а затем и города, под руководством архитектора А. П. Слободяника с самого начала взяли курс на строительство не временного, а постоянного жилья, которого тогда не хватало. И уже 10.08.1949 года вышел Указ Президиума Верховного совета РСФС «Об отнесении населенного пункта Ново-Куйбышевский Молотовского района Куйбышевской области к категории рабочих поселков». Численность населения тогда составила примерно 4 тысяч человек. Тогда еще не было ни Дворца Культуры, ни автомобильной дороги в город Куйбышев — ездили туда низом, через Кривушу, мимо завода металлоконструкций, а при вешних разливах переправлялись через Самарку на паромах или пользовались вот таким необычным в то время транспортом.
Под руководством Миронова И. И. были построены две очереди НПЗ, ТЭЦ-1, завод монтажно-рулонных заготовок, жилые поселки 102 и 105 км. Вокруг центральной площадки были построены четырехэтажные дома по индивидуальным проектам. За большие заслуги в деле развития и становления нефтяной промышленности страны Миронов И. И. был награжден вторым орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Трагически оборвалась жизнь этого человека — Иван Игнатьевич Миронов погиб в результате взрыва газа в подвале одной из технологических установок на территории НПЗ в августе 1954 года.
Все, знавшие Миронова, вспоминают о нем только в превосходной степени.
А. М. Токарев, Почетный гражданин г. Новокуйбышевска, первостроитель города, в 1967 – 1984 гг. — министр промышленного строительства СССР: «Я всегда удивлялся организаторскому таланту И. И. Миронова, широте его делового размаха, умению видеть перспективу. Про таких людей мы уважительно говорим- характер, личность. Такие западают нам в сердце, в память. Надолго».
Е. В. Трифонов, в 1977 г — зам. управляющего Трестом 25 по экономическим вопросам: «Если я скажу вам, что Миронов был настойчив, трудолюбив, инициативен и ответственен, вы ответите: таких много. Но… Миронов обладал этими и другими качествами в высшей степени. Это был человек, которого не останавливали никакие препятствия…»
Н. К. Байбаков, в 1979 г. — заместитель Председателя Совета Министров СССР: «…Это был замечательный организатор, требовательный, взыскательный, он смело добивался решения серьезных проблем».
А. М. Пузанов, бывший первый секретарь обкома КПСС, впоследствии Председатель Совета Министров РСФСР: «Когда возник вопрос о том, кому быть руководителем стройки, обком партии поддержал кандидатуру Миронова. Об Иване Игнатьевиче скажу так: на трудности не ссылался. Честно признавал свои недоработки. В тех сложнейших условиях умел организовать людей, умел найти, привести в действие скрытые резервы. Дело (стройка — прим ред.) по тем временам было очень крупное, но в успехе мы не сомневались…»
Сколько бы еще он мог сделать — человек большой твёрдости характера, высокой требовательности. Именно деловые качества, особые организаторские способности, самоотдача, откровенность и большой такт, позволили ему сделать, казалось, невозможное.
С нашим городом связал свою судьбу и сын Миронова И. И. Юрий, который начал свою трудовую деятельность на Новокуйбышевском НПЗ. Окончив школу с серебряной медалью, он поступил в Куйбышевский индустриальный институт. Отучившись в нем три курса, продолжил обучение в институте нефти и газа в Румынии. Дипломированным специалистом приехал в город Новокуйбышевск, устроился на НПЗ оператором. Жил в доме № 1 по ул. Миронова. Каждый день он следовал по улице, носящей имя его отца, на завод, который тот же и строил.. Через четыре месяца Юрий Миронов стал начальником АВТ-9 цеха № 29, того самого, где погиб его отец, и вывел установку в число передовых, а со временем стал начальником цеха, затем руководителем топливного, газокаталитического производств. Впоследствии Юрий Миронов стал генеральным директором Пермского нефтеперерабатывающего комбината, а потом — директором Московского нефтемаслозавода.
Увы, нет давно в живых ни Ивана Игнатьевича, ни его жены – Ольги Сергеевны, ни его сына. Но есть улица имени Миронова, есть важные городские объекты, которые были построены под руководством этого сильного, мужественного и волевого человека, есть мы — жители города, которые должны знать и помнить о замечательных и выдающихся людях труда — главных строителях города!
Источники:
1. Материалы и фотографии из архива фондов МБУК «Музей истории г. Новокуйбышевска».
2. Шарлот В. М. «У станции Липяги». Куйбышевское книжное издательство, 1986 – 212 с.
3. Шарлот В. М. «Корифеи». Самара, 2008 – 230 с.