Франческо Бартоломео Растрелли — один из главных строителей Санкт-Петербурга. Его гению принадлежат Зимний дворец, Большой дворец в Царском Селе, Смольный монастырь и Большой Петергофский дворец. История Северной столицы неразрывно связана с его именем.
Франческо появился на свет в Париже примерно в 1700 г. и продолжил род деятельности своего отца, бывшего довольно известным скульптором. Отец, Бартоломео, трудился при дворе Людовика XIV, а когда тот скончался, получил приглашение работать в России.
Растрелли получил первые уроки своей будущей профессии на постройке дворцов для Александра Меншикова. Чтобы постичь все премудрости мастерства архитектора, несколько раз стажировался в Европе.
После возвращения последовали самостоятельные работы – одной из них считается не особенно примечательный дворец для молдавского князя Дмитрия Кантемира. Тем не менее, и это было успехом, хотя за двадцать лет жизни в России это была всего лишь первая работа.
Следующие строения – в Курляндии – были более интересными и показали, что Франческо развивается и прогрессирует. Это также были дворцы, которые открыли архитектору путь к сердцу русских императриц – сначала Анны Иоанновны, а затем и Елизаветы Петровны.
Для знакомства с классическим русским стилем Франческо несколько раз бывал в Москве. После возвращения он получил заказ на создание Петергофских дворцов. Выполнял он его около пяти лет, и еще не закончив, уже получил следующий – в Царском Селе.
Узнав о знаменитом императорском сотруднике, все знатные персоны Петербурга уговаривали его построить и обставить жилище для них. Иногда архитектор удовлетворял эти просьбы – так появились дворцы Строгановых и Воронцовых.
Но вершиной его карьеры стали, конечно, Смольный монастырь и ансамбль Зимнего дворца. Проект Смольного значительно отличался от того, что получилось в реальности. На бумаге отсутствовала ставшая знаменитой высокая колокольня.
В это время Франческо жил на Невском и приступил к возведение Гостиного двора неподалеку. Оно скоро было остановлено, так как возникли проблемы со стоимостью проекта и излишествами в проектировке.
После смерти Елизаветы стиль барокко сдал свои позиции. Потерял их и архитектор. Сначала Растрелли уехал в Италию, а по возвращении поселился в Курляндии, где занимался поручениями Эрнста Иоганна Бирона. О последних годах жизни зодчего неизвестно, есть данные только о том, что он провел их в Литве.