На протяжении всей жизни мы помним школу, с радостью встречаемся со своими учителями и одноклассниками, с теплотой в сердце вспоминаем своих первых наставников, которые направляли нас в начале жизненного пути по светлой дороге человечности, своим примером учили нас быть добрыми, справедливыми…
Школа была всегда. По сути, это форма общения старшего поколения с подрастающим, передача жизненного опыта, знаний и культурных традиций. С начала развития человечества детей обучали методам охоты и собирательства, земледелию, ремеслам и даже умению пользоваться лунным календарем. Сама система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус! По мере развития письменности и совершенствования методов изложения информации стали появляться наемные педагоги, цеховые школы и первые университеты, многие науки выделились в отдельные дисциплины – наступила «Эпоха Просвещения», когда обучение и воспитание стали приоритетными задачами человечества.
Мир менялся. Менялся и «антураж» школы: комната в сельской избе с деревянными лавками, парта с откидной крышкой и чернильницей-непроливайкой, грифельная доска, прописи… Гусиное перо, карандаш, ручка перьевая, поршневая, автоматическая, шариковая…, клавиатура современного компьютера!
Многое изменилось с древних времен, поменялся и облик учителя, но неизменной остается значимость этой профессии, и со временем она только усиливается, а сама сфера деятельности педагога становится более многогранной. Не случайно её приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным, ведь учитель – это и воспитатель, и наставник, и пример для подражания.
Уважаемые педагоги! Коллектив Музея истории г. Новокуйбышевска от всей души поздравляет вас с профессиональным праздником. Спасибо вам за преданность профессии и заботу о детях!
Желаем вам творческого вдохновения, успехов, крепкого здоровья и благополучия, безусловно – признания вашего самоотверженного и неустанного труда учениками и их родителями, коллегами по работе. Пусть ваше профессиональное мастерство, теплота сердец и душевная чуткость помогают детям поверить в себя, воплотить в будущем свои самые смелые и современные идеи, а также помогают заложить в них базовые нравственные понятия личности: о добре и зле, порядочности и подлости, патриотизме и предательстве.
Ведь ваша профессия – одна из самых важных на Земле.
В качестве иллюстрации – работы известных художников из коллекции Государственного Русского музея, виртуальный филиал которого работает в нашем музее.
Первая работа «У дверей школы» (1897 г.) принадлежит кисти художника Николая Петровича Богданова-Бельского. Живописец сам «вышел из народа», был сыном бедной батрачки, но смог благодаря упорству и трудолюбию, а также помощи своего учителя, стать известным художником. К слову, его учитель – Сергей Александрович Рачинский – профессор, математик, ботаник, очень образованный человек своего времени, на свои деньги организовывал народные школы, чтобы крестьянские дети могли обучаться грамоте.
С невероятной точностью воспроизвести обстановку, детали и атмосферу земской школы, где у крестьянских детей была единственная возможность получить знания, научиться читать и писать, а также абсолютное доверие, которое связывает учителя с учениками, удалось живописцу Борису Михайловичу Кустодиеву в своей работе «Земская школа в Московской Руси», написанной в 1907 г.
Представленные картины – одни из самых известных из собрания Государственного Русского музея, посвященные теме образования.