Киновечер с Александром Куликовым. Оскар — 2021

Оскар — 2021

В воскресенье, 25 апреля, в американском городе Лос-Анджелесе состоится 93-я торжественная церемония вручения главной кинопремии Американской академии кинематографических искусств и наук — «Оскар», которую подавляющее большинство кинематографистов считает самой престижной и влиятельной кинонаградой мирового кинематографа. Какой он – «Оскар» 2021? Какие картины претендуют на звание лучшего фильма года? Сегодня поговорим об этом.

САМАЯ ПРЕСТИЖНАЯ КИНОНАГРАДА МИРОВОГО КИНО.

Что бы не говорили, но, когда речь заходит о киноискусстве, — значение премии «Оскар» трудно переоценить и, тем более, нелегко игнорировать. Фильмы, удостоенные «Оскара», сразу попадают в анналы истории мирового кино, становятся предметом пристального исследования кинокритиков и примером для подражания коллег по профессии во всех уголках планеты. Критерии оценок кинокартин, установленные первой в мире общественной киноорганизацией, каковой является Американская киноакадемия, оставались неизменными вот уже почти 90 лет – это актуальность, политкорректность, полифония, культурологическое влияние.

Премия вручается в 24 номинациях, отражающих основные кинематографические профессии. Причем, решение о фильме -победителе выносит не приглашенное уважаемое жюри, а все члены академии, которых на сегодняшний день насчитывается более восьми тысяч!  От 250 до 300 картин в разные годы принимали участие в программе конкурса, в финальной части которого остается не более 10. И совершенно не обязательно, что победителем станет американская лента. Фильм любой англоязычной страны имеет такую возможность, важно лишь соблюсти правило академии. Сама церемония вручения «Оскаров» — прекрасно организованное многочасовое шоу, транслируемое в режиме реального времени на большинство стран мира, (включая Россию). Телеаудитория этого неповторимого зрелища, по самым скромным подсчётам, составляет более двух миллиардов человек.

НОМИНАНТЫ НА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ 2021 ГОДА

В нынешнем году за победу в главной номинации конкурса «Лучший фильм года», а речь пойдет именно о ней, будут бороться 8 картин:

 

«Земля кочевников / Nomadland» реж. Хлои Чжао

«Земля кочевников / Nomadland» режиссёра Хлои Чжао (6 номинаций).

Драматическая история о том, как 60-летняя американка Ферн (Френсис Макдермот) после закрытия завода, на котором трудилась много лет, остаётся без средств к существованию. В надежде найти хотя бы сезонную работу в других штатах, она грузит свои пожитки в автофургон и колесит по дорогам США. В своем бесконечном путешествии в поисках заработка, встречаясь с такими же изгоями общества, как сама, Ферн начинает понимать этих людей. Понимать, что их постоянное пребывание в полной бытовой и социальной неустроенности, в отсутствии какой – либо стабильности и ни к чему не обязывающем  человеческом общении – это их образ жизни, который не все из этих «кочевников» готовы променять на сытую оседлость…

 

«Манк»/ Mank», реж. Дэвид Финчер

«Манк»/ Mank» Дэвида Финчера (10 номинаций).

Манк – это псевдоним Германа Джейкоба Манкевича. В 1920-х он был легендарной личностью в Голливуде. Будучи главой отдела сценариев киностудии «Парамаунт», Манк сочинил диалоги к сценариям 25  знаменитых фильмов того времени. Картина повествует о том периоде его жизни, когда Манкевич вместе с режиссером Орсоном Уэллсом работал над фильмом «Гражданин Кейн», названным в 1989 году в книге Джона Кобала «Сто лучших фильмов» лучшей кинокартиной XX века. Этим фильмом Дэвид Финчер, безусловно, один из первых сегодня режиссёров Голливуда («Семь», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Бойцовский клуб»), отдал долг памяти своему отцу Джону Финчеру, написавшему в 1992 году сценарий к фильму.

Это типичная американская история о нравах Голливуда 1920-х. Известные киностудии, громкие имена, съёмки популярных фильмов, знакомые, к сожалению, ограниченному кругу специалистов. А потому и взаимоотношения между ними и перипетии сюжета понятны не каждому зрителю. Да и для понимания того, что происходит на экране, неплохо бы пересмотреть «Гражданина Кейна». Безусловно, одно: Гэри Олдман в роли Манка показал игру высочайшей пробы актёрского мастерства. Пожелаем ему «Оскара» за эту замечательную работу!

«Суд над чикагской семеркой / The Trial Of The Chicago», реж. Аарон Соркин

«Суд над чикагской семеркой / The Trial Of The Chicago», реж. Аарон Соркин (6 номинаций)

Двухчасовая судебная драма об одном из эпизодов борьбы американского общества против войны во Вьетнаме в 1968 году. Тогда семь протестующих молодых людей обвинили в заговоре и пересечении границ штата с целью подстрекательства к беспорядкам на съезде Демократической партии в Чикаго. Режиссёр — Аарон Соркин, уже имеет «Оскара» за сценарий к фильму «Социальная сеть».

Большинство интерьеров ленты — это зал суда и гостиница, в которой подозреваемые живут до приговора, чуть разбавлены сценами уличных беспорядков. Остальное — разговоры, разговоры, разговоры… Почти уверен, что картина не станет обладателем главного «Оскара», хотя в сегодняшнем Голливуде возможно все.

 

«Минари / Minari» Ли Айзек Чун

«Минари / Minari», реж. Ли Айзек Чун  (6 номинаций)

Этот фильм снят корейским режиссером, о корейцах, но на американской земле. Глава большой корейской семьи Джейкоб Ли (Стивен Ён) перевозит её из Калифорнии в Арканзас, где собирается основать ферму для выращивания овощей и трав, употребляемых в национальных корейских блюдах. О трудностях адаптации на новом месте, нехватке самого необходимого, конфликтах с местным населением повествует эта лента…

Режиссёр и сценарист картины Ли Айзек Чун не скрывает, что фильм во многом автобиографичен. Это его дебют в полном метре. Раньше корейский режиссёр снимал документальные и короткометражные фильмы. Исполнительным продюсером фильма выступил Брэд Питт, а победа в престижном кинофестивале «Сандес» и «Золотой глобус» в копилке картины только повышает её шансы на получение высшей кинонаграды года.

«Девушка, подающая надежды / Promising Young Woman», реж. Эмеральд Феннел

«Девушка, подающая надежды / Promising Young Woman», реж. Эмеральд Феннел (5 номинаций).

Милая, симпатичная молодая женщина Кэсси Томас (Кэри Маллиган) очень часто поздним вечером посещает бар, где претворяется сильно пьяной! На её мнимую «беззащитность»  «клюют» подвыпившие любители «клубнички», которым она позволяет помочь ей добраться до дома. Но их, наивных, ждёт большое разочарование. Кэсси не пьяна, и при первых попытках воспользоваться ситуацией, дает жёсткий, если не сказать жестокий отпор потенциальным насильникам. Зачем она это делает? На то у Кэсси есть причина. В юности, когда девушка училась в медицинском колледже, несколько сокурсников надругались над её лучшей подругой, тем самым поломав  той девушке будущую жизнь. И теперь Кэрри поставила своей целью  отомстить плохим парням, даже если ей придется рисковать своей жизнью…

Как ни старался, я не нашел в фильме ни одного положительного мужского персонажа. Все мужчины в нём делятся на откровенных подонков и извращенцев, бесхребетных слизняков, способных вызвать, самое малое, отвращение. Стоит ли говорить, что создатели фильма в основном женщины: от продюсера картины, кинозвезды Марго Робби, режиссёра и автора сценария Эмеральд Феннел, до исполнительницы главной роли, английской кинозвезды Кэри Маллиган. Не знаю, чем так обидел род мужской Феннел, что она выбрала для своего режиссёрского дебюта столь мужененавистнический сюжет, но он вполне укладывается в существующую сегодня гендерную травлю мужского населения Голливуда активистками движения «Me Too», осуждающими сексуальное насилие и домогательства, и получившего широкое распространение в результате скандала и обвинений знаменитого кинопродюсера Харви Вайнштейна. То, что продюсер-сластолюбец получил по заслугам, — это справедливо. Но авторы этой странной ленты надели его маску на всех остальных мужчин, не задумываясь, что в реальной жизни таких Вайнштейнов не так уж и много, а грести под одну гребёнку всех подряд не очень умно. И я не удивлюсь, если, в угоду политике, «Оскар» за главную женскую роль достанется Маллиган. Таковы реалии сегодняшних США.

«Отец / Father» Флориан Зеллер

«Отец / Father», реж. Флориан Зеллер (6 номинации).

Сорокалетний французский писатель, драматург, сценарист Флориан Зеллер 3 года ждал своего часа. Вернее, согласия мэтра мирового кинематографа, актера Энтони Хопкинса, сыграть в экранизации его пьесы «Отец», уже 10 лет с успехом идущей на французских театральных сценах.  Он даже согласился встать за режиссёрский пульт этого фильма, ставшим, кстати, его кинодебютом.

Тема сложная и грустная – деменция пожилого человека, развивающаяся на глазах зрителя, когда 80-летний старик Энтони (Энтони Хопкинс) постепенно теряет связь с реальностью и вскоре не может отличить её от своих фантазий. Изюминка фильма, что повествование идёт от лица главного героя, страдающего деменцией, так что ни в одном событии, показанном в фильме, нельзя быть уверенным до конца. И, безусловно, фильм — это бенефис великого артиста! Я со спокойной совестью отдал бы «Оскара» за главную мужскую роль сэру Энтони Хопкинсу!

«Звук металла / Sound of Metal», реж. Дариус Мардер

«Звук металла / Sound of Metal», реж. Дариуса Мардера (6 номинаций).

Они зарабатывают на жизнь выступлениями в  панк-металл группе Blackgammon. Рубен – барабанщик, а его девушка Лу —  вокал и гитара. Дела складываются неплохо, до момента, пока однажды, во время выступления Рубен начинает резко терять слух. Консультации у медиков не вселяют оптимизма. Лу находит для бойфренда реалибитационный центр, где людей, столкнувшихся с такой же проблемой, учат примиряться с глухотой и жить дальше. Но пасовать перед трудностями не в характере Рубена. Он уходит из центра, чтобы продолжить бороться со своей болезнью…

Еще один режиссёрский дебют. На сей раз американского сценариста и издателя Дариуса Мардера. Однажды ему попался в руки незаконченный сценарий документального фильма об оглохшем барабанщике, написанный его другом Дереком Сиенфрэнсом. Доработав его, Мардер снял художественный фильм, который ждал большой успех и масса престижных премий. Слов нет, добротная, во всех отношениях лента, но на лучший фильм года, на мой взгляд, она явно не тянет…

«Иуда и чёрный мессия / Judas and the Black Messiah», реж. Шаки Кинга

«Иуда и чёрный мессия / Judas and the Black Messiah» Шаки Кинга (3 номинации).

1968 год. Семнадцатилетний мошенник и угонщик автомобилей Уильям О*Нил попался ФБР с поддельным значком этого серьёзного ведомства. Альтернатива тюрьме – работа на ФБР в качестве «засланного казачка» к лидеру отделения радикальной организации, отстаивающего права цветного населения «Чёрные пантеры» Фрэду Хэмптону.  Тот как раз начинает объединять местные этнические организации в так называемую «Радужную коалицию». Завоевав доверие Хэмптона, став его личным водителем, О*Нил ближе узнает негритянского лидера и уже не уверен, стоит ли ему и дальше предавать Хэмптона…

Еще один режиссёрский дебют, на сей раз Шака Кинга (раньше он снимал отдельные эпизоды сериалов), и ещё одна иллюстрация к сегодняшним американским реалиям. В этой ленте все зеркально поменялось. Еще лет 5 назад главными действующими лицами картины, несомненно, были бы бравые блюстители закона, которые бесстрашно боролись с вооруженными до зубов темнокожими радикалами из террористической организации «Чёрные пантеры». Но сегодня, герои и жертвы расистского режима именно «Пантеры» и их чернокожие братья. Что касается ФБР, то, посмотрев ленту, у меня создалось впечатление, что в этом государственном ведомстве США царит полное беззаконие и служат исключительно аморальные люди и циничные убийцы. Вот так «Фабрика Грёз» акробатически «переобувается» на лету. Что касается художественных достоинств картины, то я их там не обнаружил.

В завершение о наших. Историческая драма Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» вошла в шорт — лист номинации «Оскара» — лучший иностранный фильм года, увеличенном в этом году до 15 соискателей! А вот на следующем этапе отбора претендентов до 5 картин фильм российского режиссера сошел с дистанции. В его отсутствии наибольшие шансы получить престижную награду у датской комедийно-драматической ленты режиссёра Томаса Винтерберга «Ещё по одной», уже удостоенной премии Европейской академии.

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ!

Пандемия ковида внесла свои коррективы в календарь церемонии вручения «Оскара» в этом году. Первоначально назначенное на конец февраля мероприятие было перенесено на два месяца позже и состоится 25 апреля. Сначала думали, что, возможно, её проведут онлайн, но в итоге остановились на очном форуме.

Вести мероприятие будут Брэд Питт и Зендая («Эйфория»). За этот болезненный во всех отношениях год кинематограф пострадал не меньше других индустрий. Кинотеатральный прокат практически полностью заменили стриминг–платформы Netflix, Amazon и Disney. Если говорить о номинациях на «Оскар», то фильмы этих платформ собрали 62 из них. Но отсутствие зрителей в кинотеатрах, это полбеды. Главный, на мой взгляд, удар кинематографу нанесла нынешняя политика США. Полный раздрай в отношениях республиканской и демократической партий привел к тотальному хаосу в политической и социальной жизни американцев, столкнув лбами белое и темнокожее население страны. И с этого момента и так  гипертрофированное понимание толерантности стало приобретать уродливые формы. Целование ботинок афро-американцев их белокожими соотечественниками, снос памятников отцам–основателям США, под предлогом их рабовладельческого прошлого, требование денежной компенсации потомками рабов, запрет звучания «расисткой» музыки Баха, Бетховена и Моцарта. А в некоторых школах Соединенных Штатов под определение расисткой попал предмет математика! И всё это на полном серьёзе! Как могла Американская академия кинематографических искусств и наук «Оскар» остаться в стороне, когда на её родине гуляют ураганные ветры движений «Жизнь черных имеет значение» (Black Lives Matter) и «Я тоже» (Me Too)?  Вот и она внесла свою лепту в будущее развитие мирового кинематографа. В прошлом году Американская киноакадемия под благовидным предлогом «для поощрения равного представительства на экране и за его пределами, чтобы лучше отразить разнообразие аудитории, идущей в кино» ввела новые критерии, которым должны соответствовать киностудии, режиссеры и фильмы, претендующие на престижную премию «Оскар». Чтобы не вдаваться в лишнюю терминологию и сэкономить ваше время, не буду воспроизводить точные формулировки документа. Объясню на пальцах. Весь кинопроцесс теперь увязывается с определенными группами людей, в которые входят: разные сообщества, женщины, представители этнических меньшинств, включая ЛГБТ, а также люди с ограниченными физическими возможностями, с когнитивными или физическими недостатками. Это касается и участия в фильмах, и в кинопроизводстве, где на каждую позицию указаны квоты участия для представителей вышеозначенных групп. Например, главную роль второго плана должен исполнять как минимум один «цветной» актёр: азиат, темнокожий, латиноамериканец, кореец или выходец с Гавайских островов. Или более 30% второстепенных и эпизодических ролей должны быть сыграны женщинами, представителями расовых или этнических групп, представителями ЛГБТ, а также людьми с когнитивными или физическими недостатками. Главная сюжетная линия или тематика картины должна быть также нацелена на вышеперечисленные группы. При этом, чтобы стать номинантом, фильм должен соответствовать минимум двум из четырёх стандартов.

Пока эти правила распространяются лишь на номинацию «Лучший фильм года». Применять же их в полном объеме они планируют с 2024 года. Но разрушительный молох уже запущен (это видно в свежих американских картинах), и будущее не предвещает ничего хорошего! Когда в искусство вводятся квоты (неважно на что), оно перестает быть таковым, а превращается в свой антипод — свод правил и законов. Я всегда думал, да и сейчас уверен, что любое произведение искусства, любой шедевр создается гением творца, вне зависимости от его цвета кожи, религии, сексуальных предпочтений и политических воззрений. Что главным в создании ценности, уходящей в вечность, её драгоценным мерилом является талант.  Однако, последние действия руководства Американской киноакадемии пытаются доказать обратное.

Что ж, уверен, время все расставит на свои места. А пока в новом историческом мини – сериале «Анна Болейн», показ которого планируется на английском канале  Channel 5, роль второй жены короля Генриха VIII, Анны Болейн исполнит чернокожая британская актриса Джоди Тернер-Смит.

Портрет Анны Болейн и Джоди Тернер-Смит в её роли.

Без комментариев…

Александр Куликов

Фото из открытых источников интернета.

2 комментария

  1. Каролина

    А к чему информация об Оскаре на сайте музея Новокуйбышевска?… Оскар просто разрекламирован и выглядит как амеровская ярмарка тщеславия, поэтому прогрессивным людям эта нафталинная церемония уже давно не интересна. А на этом сайте она вообще не в тему. В Новокуйбышевске сейчас проходит выставка «Афганские мадонны», о ней почему-то ни одного слова на сайте музея. А ведь для многих наших соотечественников такая выставка гораздо интереснее и значимее, чем помпезный Оскар.

    • С 2018 года в Музее работает клуб любителей кино, который ведет кинообозреватель Александр Адольфович Куликов. Во время пандемии работу клуба в офлайн формате пришлось временно приостановить, поэтому для любителей кино Александр Адольфович размещал на сайте музея и в контакте интересную информацию о известных и признанных актерах, юбилейных датах, связанных с кино. Что касается такой награды, как «Оскар», то статья больше не о самой награде, это, скорее, обзорная статья о фильмах, которые номинируются на награду «Оскар» в 2021 году. Кстати, автор критически относится к современному подходу к требованиям академии к фильмам, претендующим на премию «Оскар»: «…Пока эти правила распространяются лишь на номинацию «Лучший фильм года». Применять же их в полном объеме они планируют с 2024 года. Но разрушительный молох уже запущен (это видно в свежих американских картинах), и будущее не предвещает ничего хорошего! Когда в искусство вводятся квоты (неважно на что), оно перестает быть таковым, а превращается в свой антипод — свод правил и законов. Я всегда думал, да и сейчас уверен, что любое произведение искусства, любой шедевр создается гением творца вне зависимости от его цвета кожи, религии, сексуальных предпочтений и политических воззрений. Что главным в создании ценности, уходящей в вечность, её драгоценным мерилом является талант. Однако, последние действия руководства Американской киноакадемии пытаются доказать обратное…»
      Теперь о замечательной выставке «Афганские мадонны». Нам очень повезло, что автор Сергей Ухин согласился экспонировать в нашем музее свои работы, и мы очень надеемся на дальнейшее сотрудничество. А поэтому мы не могли не рекламировать выставку. На открытии выставки присутствовали участники Афганской войны, представители администрации, учащиеся школы № 8, председатели общественных организаций.
      В силу того, что на тот момент были проблемы с музейным сайтом, информация о выставке была размещена на сайте «Культура РФ», в средствах массовой информации. Новокуйбышевское телевидение (ТВН) разместило видео с мероприятия по выставке 15 мая (можно посмотреть), видео набрало 1203 просмотра. В газете «Наше время» еженедельно в рубрике «Афиша» размещается информация о выставке. В газете «Город Н-ск» информация о выставке прошла 14 мая. Были информированы все учебные заведения города. Всего за май выставку в офлайн формате посетило 2534 человека. Выставка востребована по настоящее время.
      Спасибо за ваше внимательное и неравнодушное отношение к работе городского Музея. Ждем Вас в гости.

Добавить комментарий