Татарский женский костюм невозможно представить без искусно расшитых калфаков, стиль которых эволюционировал на протяжении полутора столетий. Его история берёт начало с колпака со шлыком и украшавшей её кистью, некогда являвшимся излюбленным головным убором европейских модников и модниц XVIII столетия. Так упоминаемый аксессуар одежды запечатлён на произведения ряда таких западноевропейских художников, как Пьетро Ротари, Антонио Реснэ и других.
Свидетельство тому ряд портретов, среди которых запечатлена Екатерина II в светской версии высокого мехового колпака со шлыком (разновидность повойника) и кистью. И не удивительно, что первые изображения различных вариаций этого головного убора у татар отмечены примерно тем же периодом.
Каждый отдельный калфак украшался исходя из мастерства его обладательницы. В декорировании использовались техники золотного шитья или вышивки лентами, различные цвета и нитки — ограничением могла стать только фантазия мастерицы.
Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан был богато украшен: вся его поверхность покрывалась вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме часто виднелись нитки жемчуга. В уборе городских красавиц ука-чачак (специальная повязка-украшение), который прежде повязывали сверху, уже пришивался и украшал калфак по всему его периметру.
Золотой и серебряной бахромой часто обшивали не только налобную, но и ниспадающую назад часть убора. А теперь представьте, какой шумящий эффект производила покачивающаяся на голове масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, вторившая лёгкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серёг, воротниковых застёжек с подвесками. Теперь популярное в народе мнение о том, что татарскую девушку сначала услышишь, а потом увидишь, обретает особый смысл.
Несмотря на яркость декорирования калфака, важно понимать, что он никогда не был самостоятельным головным убором татарской девушки — поверх него всегда носился платок.
Интересны особенности калфака и в зависимости от семейного положения его обладательницы. Так, к примеру, у замужней женщины калфак должен был скрывать от посторонних не только волосы, но также шею, плечи и спину.
Самыми популярными узорами для калфаков стали, конечно же, цветочные принты и изображения полумесяца и звёзд, в едином орнаменте они смотрятся органично. Первенство же среди мотивов принадлежит «золотому перу» с плавной ветвью, украшавшей верхнюю поверхность больших калфаков из бархата.