Преемственность и традиции

«Преемственность и традиции» Эта выставка задумывалась, как демонстрация уникальных традиций преемственности поколений самарской реалистической школы живописи на примере кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства Самарского государственного социально-педагогического Университета. Этот масштабный проект будет воплощен в следующем году, а пока представляем вам его в формате Онлайн.

Музей истории города Новокуйбышевска состоит в тесном сотрудничестве с кафедрой изобразительного и декоративно-прикладного искусства (ИЗО и ДПИ) Самарского государственного социально-педагогического университета, предоставляя возможность студентам не только проходить музейную практику, но и принимать участие в художественных выставках, первая из которых состоялась еще в далеком 2003 году.

История кафедры ИЗО и ДПИ

Факультет изобразительного и декоративно-прикладного искусства распахнул двери для студентов в 1994 году.

Открытие такого факультета в Самарском государственном педагогическом институте (сейчас СГСПУ) стало значимым и ожидаемым событием в городе.

Юрий Иванович Филиппов (1927-2012)

Юрий Иванович Филиппов, будучи известным самарским художником, членом Союза художников России, стал инициатором создания факультета и его главой. Оставаясь приверженцем реалистической школы живописи, Юрий Иванович не ограничивал свободу творчества студентов, поддерживал их творческие изыскания.

Юрий Иванович не только возглавлял факультет, но и вел активную преподавательскую деятельность, внес особый вклад в методику преподавания живописи, делая акцент на более внимательном отношении к пейзажной живописи и пленэру.

Ю.И.Филиппов в мастерской. 1994

Юрий Иванович Филиппов, являясь типичным представителем самарской пейзажной школы, тем не менее, привнес индивидуальные черты и своеобразное прочтение природы в развитие пейзажа в целом. Развитие пейзажа как доминирующего жанра в Самарской области объясняется прежде всего уникальной природой Луки, удивительного сочетания ландшафтов как пойменных, так и возвышенностей.

Первыми преподавателями факультета стали состоявшиеся самарские художники – выпускники Государственного художественного института им.И.Е.Репина Галина Васильевна Суздальцева, Вадим Петрович Свешников, Геннадий Васильевич Тибушкин, выпускник Дальневосточного института искусств Игорь Петрович Доний, выпускник Московского полиграфического института Александр Иванович Бондаренко. Читать теоретические курсы была приглашена молодой искусствовед и художник Татьяна Владимировна Степанова.

Постепенно профессорско-преподавательский состав пополнялся. В разные годы на кафедре работали такие замечательные художники и преподаватели, как заслуженный художник России Рудольф Николаевич Баранов, Александр Вениаминович Нагнибеда, Наталья Геннадьевна Филатова, Вера Ивановна Горбачева, заслуженных художник России Николай Викторович Ельцов, заслуженных художник России Вячеслав Дмитриевич Герасимов, Людмила Павловна Постоногова, Юрий Иванович Постоногов, Тарас Владимирович Круглов, Ирина Викторовна Амелина, Елена Алексеевна Латашева,  Андрей Николаевич Яковлев и др.

Первый просмотр (школа №25). 1994

Обучение первого набора студентов, в основном состоявшего из выпускников Самарского художественного училища им К.С.Петрова-Водкина, проходило в школе №25 (ул. Чернореченская, 67). Отсутствие собственного корпуса создавало серьезные трудности в работе кафедры, поэтому переезд в здание по адресу ул. Ленинградская, 92 в 1996 году был радостным событием. Это историческое здание по сей день остается адресом кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Корпус факультета ИЗО и ДПИ. Ул. Ленинградская, 92

Основополагающей идеей преподавателей кафедры стала не только подготовка будущих учителей изобразительного искусства и черчения, но и в первую очередь, создание факультета по подготовке профессиональных художников.

В основе преподавания на кафедре изобразительного и декоративно-прикладного искусства – академическая система и реалистический метод отечественной художественной школы.

Реализм понимается как широкое многоаспектное явление, позволяющее проявлять творческую индивидуальность в рамках сложившейся традиции.

Одной из важнейших областей развития творческого потенциала студентов являются учебные практики «Пленэр». Собранный во время пленэра материал является бесценным подспорьем при создании выпускных квалификационных работ, поскольку именно пейзаж, волжская тема традиционно стали излюбленными темами дипломных работ. Ракурсы рассмотрения этой темы самые разные: от эпического пейзажа или лирического прочтения темы до работ, обличающих равнодушие людей к судьбе бесценных сокровищ волжской природы.

Более чем за 20 лет истории кафедры было подготовлено множество талантливых художников и педагогов, которые продолжили свою творческую деятельность не только на территории Самарской области, но и в других регионах Российской Федерации.

На сегодняшний день, возглавляемая Татьяной Владимировной Краснощековой кафедра изобразительного и декоративно-прикладного искусства Самарского государственного социально-педагогического университета сохраняет традиции художественного образования и является одним из центров формирования новой культуры, развития перспективных педагогических и художественных проектов.

P. S. За неоценимый вклад в художественную и педагогическую деятельность Самарского региона на фасаде корпуса факультета (ул. Ленинградская, 92) в 2018 году была установлена мемориальная доска, увековечившая память о Юрии Ивановиче Филиппове – прекрасном человеке, художнике и педагоге.

Источники:

  1. Кафедра изобразительного и декоративно-прикладного искусства: 20 лет: каталог: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство/ составители: Т.В.Краснощекова, Е.А.Латашева. — Самара: ПГСГА, 2014. — 84 с.
  2. Природа Самарской Луки в творчестве Юрия Ивановича Филиппова: основные мотивы и особенности живописного воспроизведения. Т.В.Краснощекова
  3. Фотографии из открытых источников сети Интернет.

 

Добавить комментарий