Сурпан 

Сурпан, вид спереди

Сурпан — чувашский женский длинный полотенцеобразный убор из тонкого холста или ткани с украшенными тканым или вышитым орнаментом концами, обшитыми тесьмой и кружевом. Сурпаны носили замужние женщины, они полностью закрывали голову, шею, а украшенные концовки спускали на спину. Считалось, если женщина выйдет «простоволосой» даже в сени, злой дух может схватить её за косы и утащить наверх. «Засветить волосом», то есть выставить его наружу или пойти с открытой головой — большой позор и грех. Считалось, что открытые волосы женщины приносят несчастье и вред.

По обычаю сурпан нужно было повязывать ранним утром, даже на выгон скота, иначе женщины считались неодетыми (на фото национальный головной убор хушпу надет на сурпан, он под № 2).

Сурпан низовых чувашей представлял собой полосу домотканого тонкого льняного холста, в разных районах различной длины и различно украшенную. Убор длиной мог доходить до 3 метров, шириной достигать 35 сантиметров. Во многих деревнях холст для сурпана был выткан с продольной красной каймой. На обоих концах пришивали полосы красной домотканины, где в браный или выборный узор добавлялась ещё вышивка или полоса яркой покупной материи, по которой также шла вышивка, сделанная очень часто тамбурным (в виде «цепочки») швом. Браная техника (от слова «брать», «выбирать») заключается в применении второго утка (система нитей, идущих поперёк ткани), чаще всего цветного; узор проходил по всей ширине полотна и получался выпуклым, а с изнанки имел негативное отражение. Выборная техника — вид сложного переплетения, в котором узорный уток прокладывался не от кромки до кромки холста, а отдельными участками, часто различными по цвету.

Сурпан, вид сзади

Для орнаментирования сурпанов часто использовалась техника узорного ткачества. Узор в виде ромбов или косых крестов обычно группировался в чёткую симметричную композицию на белом или красном фоне. Геометрические узоры, выполнявшиеся чувашскими девушками на обычных деревянных станках, поражают точностью, сложностью и гармоничным взаимодействием форм и цвета.

Многоцветные узоры ткались шерстяными нитками по красному фону. Мастерицы использовали до 14–15 цветов и оттенков узорной нити — красный, жёлтый, лимонный, ярко-зелёный, травянисто-зелёный. Если пёстрый узор выполнялся на красном фоне, то его обязательно оттеняли чёрным и белыми.

Завершением сурпана служили белые кружева с зубцами (в редких случаях кружева были чёрными) или бахрома из цветных нитей.

Помимо хушпу низовые чувашки могли поверх сурпана обернуть голову наподобие чалмы более короткой головной повязкой — сурпан тутри — с такими же, как и у сурпана, орнаментированными концами.

Добавить комментарий